Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Титан покидает орбиту Сатурна на большой скорости
Новый анализ данных зонда Cassini показал, что Титан отдаляется от Сатурна вдесятеро быстрее предыдущих оценок, а его орбита растет на целых 11 сантиметров в год.
Орбиты массивных тел в современной Солнечной системе стабильны, но вовсе не вечны. Медленно, на масштабах миллионов лет, планеты смещаются подальше от Солнца, а большинство спутников — дальше от своих планет. Например, Луна отодвигается от Земли на скорости около 38 миллиметров в год, а расчеты для спутника Сатурна Титана показывают, что его орбита должна увеличиваться на 10 миллиметров. Тем не менее новые данные опровергают эти выкладки, показывая, что скорость увеличения орбиты Титана достигает приличных 11 сантиметров в год. Об этом Валери Лани (Valéry Lainey) и его коллеги из Европы, США и Китая рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature.
Увеличение орбиты крупных естественных спутников вызывается приливным ускорением. Притяжение вращающейся над Землей Луны создает приливную волну в океанах, которая огибает планету с запада на восток. Из-за того, что сама Земля вращается чуть быстрее Луны, эта волна получает дополнительный толчок и слегка опережает в движении спутник. Ее собственная дополнительная масса притягивает Луну, слегка ускоряя ее обращение и увеличивая орбиту. К счастью, смещение это слишком медленно для того, чтобы стоило всерьез опасаться потерять наш любимый спутник в ближайшие миллиарды лет.
Титан — крупнейший и самый интересный более чем из 80 спутников Сатурна, на котором имеются даже жидкие «водоемы» — также понемногу удаляется от своей планеты. Американский зонд Cassini, проработавший в системе Сатурна 13 лет, за это время от совершил 10 сближений с Титаном, в течение которых наземные телескопы тщательно отслеживали скорость его движения. Эта радиометрия позволила ученым оценить, как гравитация спутника влияет на движение зонда, и точно рассчитать его орбиту. Параллельно проведены и астрометрические расчеты. Ориентируясь по звездам на фоне снимков, сделанных тогда Cassini, ученые точно проследили за изменениями положения Cassini относительно спутника.
И тот, и другой метод показали, что радиус орбиты Титана растет в год на целых 11 сантиметров. Исследователи связывают эту «бешеную» скорость с эффектом «резонансного захвата» (resonance locking), который еще несколько лет назад предсказал один из соавторов работы, Джим Фуллер (Jim Fuller) из Калифорнийского технологического института. Согласно этой версии, деформации Сатурна, вызванные обращением Титана, происходят в резонансе со скоростью движения самого спутника. Это и придает спутнику дополнительный импульс.
Стоит добавить, что сегодня Титан обращается на высоте 1,22 миллиона километров — около 20 радиусов Сатурна, далеко за пределами его колец, — но образовался он, по-видимому, гораздо ближе. Предполагается, что, как и другие крупные спутники газовых гигантов, Титан сформировался практически одновременно со своей планетой. Произошло это около 4,6 миллиарда лет назад, и, судя по скорости Титана, за это время система Сатурна должна была изрядно подрасти.
Исследователи заставили свет двигаться с разной групповой скоростью в противоположных направлениях одной среды при сохранении амплитуды. Для этого им понадобился иттрий-железный гранат.
Существа, сами практически не страдающие от онкологических заболеваний, содержат сахара, с которыми очень сложно совладать поверхности раковых клеток человека. Это может объяснять и то, почему сами морские огурцы, в отличие от нас, избегают частых злокачественных опухолей.
Судовые якоря и цепи, к которым они крепятся, повреждают морское дно Антарктики и убивают уникальных морских обитателей. Это выяснила международная группа исследователей, впервые с помощью глубоководных камер изучившая места якорных стоянок в антарктических водах.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии