Биологи обнаружили носорогих драконов, которых не видели больше ста лет — Naked Science

Биологи обнаружили носорогих драконов, которых не видели больше ста лет

4.4

Ученым впервые удалось наблюдать на воле редких индонезийских ящериц, которые до сих пор были известны лишь по единственному экземпляру, попавшему в музей еще в XIX веке.

©Chairunas Putra

Загадочных ящериц привез в Европу Элио Модильяни (Elio Modigliani). Итальянский банкир, зоолог, ботаник и антрополог между 1886 и 1894 годами совершил несколько экспедиций на Суматру и наименее освоенные острова Индонезии. Энтузиаст собрал такое количество самого экзотического материала, что целых пять видов рептилий и земноводных названы в его честь.

Одним из них стали ящерицы Модильяни (Harpesaurus modiglianii), или носорогие драконы. Они были описаны учеными лишь после его смерти, в 1933 году, на основе экземпляра, сохранившегося в музее Генуи. С тех пор никто их ни разу не видел — вплоть до самого недавнего времени. В 2018-м на берегу заполненной водой вулканической кальдеры на Суматре было обнаружено тельце мертвой ящерицы Модильяни с характерным «рогом» на мордочке.

Иллюстрация из описания носорогих драконов 1933 года / ©Museo Civico di Storia Naturale di Genova, Putra et al., 2020

Уже вскоре индонезийские ученые организовали новую экспедицию для поиска живых рептилий — и их усилия увенчались успехом. В новой статье, опубликованной в журнале Taprobanica: The Journal of Asian Biodiversity, Чайрунас Путра (Chairunas Putra) и его соавторы рассказывают о встрече с ящерицей Модильяни, устроившейся спать на невысокой ветке. Ученые провели съемку и изучили поведение рептилии, а затем выпустили ее на волю.

Напуганный и стрессированный носорогий дракон меняет окраску с желто-зеленой на бурую / ©Putra et al., 2020

В сравнении с бледным экземпляром, сохранившимся еще от самого Модильяни, живая ящерица демонстрировала ярко-зеленую окраску, которая служит хорошим камуфляжем среди местной растительности. Тем не менее самое тщательное сопоставление подтвердило, что и старинный образец, и найденная в 2018 году тушка, и замеченные позднее живые ящерицы — представители одного и того же вида носорогих драконов.

Ящерицы Модильяни относятся к роду Harpesaurus — небольшой группе эндемиков Индонезии из семейства агамовых. Самые знаменитые из агам — бородатые, которые нередко используются для изучения механизмов полового развития, поскольку их пол определяется температурой созревания яйца. Однако семейство исключительно обширно и включает более 350 видов, большинство из которых — мелкие, с ограниченными и труднодоступными ареалами. Около 30 видов известны лишь по единственному описанию, а 19 видов — по одному экземпляру.