Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
18 ноября
44 236

Астрономы нашли объяснение загадочным бороздам на поверхности Фобоса

5.3

Компьютерное моделирование подтвердило гипотезу о связи «тигровых полос» на спутнике Марса с его медленным разрушением под действием приливных сил.

Кратер Стикни и борозды на Фобосе
Кратер Стикни и борозды на Фобосе / ©NASA, JPL-Caltech, University of Arizona

Один из спутников Марса — Фобос — совсем невелик и не набирает даже 30 километров в поперечнике. На его поверхности можно рассмотреть большой кратер Стикни, след мощного древнего столкновения, и ряд светлых, почти параллельных борозд длиной до 30 километров и шириной в пару сотен метров.

Природа этих полос до сих пор остается загадкой. По одной из версий, их оставили обломки, откатившиеся от кратера. Согласно другой, борозды связаны с приливными силами, воздействующими на спутник со стороны Марса. Эту гипотезу подтвердила новая работа ученых из Китая и США, статья которых опубликована в The Planetary Science Journal.

Фобос вращается в десятки раз ближе к своей планете, чем Луна к Земле, всего в 6000 километрах над ее поверхностью. Постепенно эта дистанция сокращается, орбита спутника снижается на 1,8 сантиметра в год. Фобос испытывает все более мощное воздействие приливных сил, возникающих при движении в гравитационном поле Марса.

Обычно влияние этих сил заметно лишь в окрестностях очень массивных тел, таких как Юпитер, или на примере жидкостей, как приливы в земных океанах. Однако небольшой Фобос уже достаточно близок к Марсу, чтобы заметно ощущать, как деформирует его планета. Под действием приливных сил спутник слегка вытягивается по линии, направленной к центру Марса.

Эта деформация может вызывать появление трещин, видимых на поверхности как борозды. Такая гипотеза была высказана достаточно давно, однако считалась маловероятной из-за слишком рыхлой структуры Фобоса. Авторы нового исследования предположили, что рыхлая лишь поверхность спутника, а глубже расположены более плотные слои.

В таком случае деформация из-за приливных сил могла расколоть их, создав глубокие трещины, куда упал сыпучий материал с поверхности, оставив видимые издалека полосы. Такую идею подтвердило и компьютерное моделирование. Используя для расчетов слоистую структуру с разными характеристиками, в большинстве из них ученые получили характерное растрескивание в глубине, а также параллельные борозды на поверхности модели спутника.