23.10.2020

Обнаружено более тысячи звездных систем, откуда видно Землю

Вполне логично предположить, что раз земляне активно ищут жизнь около далеких звезд, кто-то на других планетах также может вглядываться в Солнечную систему. Ученые нашли более тысячи потенциально обитаемых и подходящих для наблюдений за Землей мест в радиусе 300 световых лет от Солнца.

Экзопланета около белого карлика
Экзопланета около белого карлика / ©NASA

В своих поисках исследователи отталкивались от известного землянам инструментария поиска и определения состава атмосфер экзопланет. Астрономы могут судить о том, что вокруг звезды вращается какое-то тело, по изменению ее яркости. Этот метод называется транзитным — когда поступающий в телескоп свет звезды несколько затухает, логично предположить, что между наблюдателем и светилом находится третий объект.

По периодичности и длительности этих снижений яркости ученые определяют основные параметры обнаруженного тела. Более того, когда свет проходит через атмосферу планеты, часть его задерживается, рассеивается или отражается. По разнице между длинами волн излучения полностью видимой и частично закрытой своим спутником звезды можно даже сделать некие общие выводы о составе атмосферы экзопланеты.

Модель системы звезды Kepler-7 с экзопланетой на близкой орбите
Модель системы звезды Kepler-7 с экзопланетой на близкой орбите / ©NASA

Но у этого метода есть очевидное ограничение. Чтобы планета показалась наблюдателю на фоне своей звезды, плоскость ее орбиты должна быть расположена «боком» к Земле. Вероятность такого взаимного размещения в пространстве невелика. Именно этим объясняется столь небольшое количество открытых экзопланет — всего около четырех тысяч. Хотя, по современным представлениям, вокруг почти каждой звезды существует своя система крупных небесных тел.

Соответственно, для обнаружения Земли инопланетные астрономы должны находиться в плоскости эклиптики. Авторы новой научной работы насчитали 1004 подходящих звезд в каталоге телескопа NASA TESS. Примечательно, что этот компактный аппарат предназначен как раз для поиска экзопланет транзитным методом.

Обзор неба телескопом TESS
Обзор неба телескопом TESS / ©NASA

Результаты труда ученых из Великобритании — директора Корнеллского университета имени Карла Сагана, астронома Лизы Картенеггер (Lisa Kaltenegger) и физика Джошуа Пеппера (Joshua Pepper) из Лихайского университета — были опубликованы в ноябрьском номере ежемесячного сборника статей Королевского астрономического сообщества.

На выбор мест, подходящих для наблюдений Земли транзитным методом, повлияло не только их расположение. Все эти звезды, как и Солнце, принадлежат к главной последовательности. Это означает, что они находятся «в самом расцвете сил» и не изменяют радикально своих свойств на протяжении миллиардов лет. Обитаемая зона вокруг них существует достаточно долго, чтобы успели сформироваться подходящие для жизни условия.

TESS
TESS в представлении художника / ©NASA

Более того, обитатели планет 508 из этих звезд имеют возможность видеть Землю на фоне Солнца по десять часов подряд. Такие продолжительные периоды наблюдения позволят не только установить наличие нашей планеты около своей звезды, но и зафиксировать биологические маркеры в атмосфере.

Но цель Картенеггер и Пеппера заключалась не только в утолении любопытства и поиске ответа на вопрос, может ли кто-то найти Землю в космосе. Эти 1004 звезды — главные кандидаты на пристальное изучение, если мы хотим обнаружить развитую жизнь, которая сама интересуется нами.

Pale Blue Dot
На этом кадре все, кого любой человек знает или не знает, любит или ненавидит, а также все, кто ему безразличен, находятся менее чем на одном пикселе. Бледно-голубая точка на розовой полосе света и есть Земля. Все остальное — шумы, артефакты формирования изображения и отблески солнечного света в оптике камеры. / ©NASA

Находясь на Земле и глядя в небо, трудно предположить, насколько огромные расстояния разделяют планеты даже в пределах одной звездной системы. Чтобы наглядно продемонстрировать всю ничтожность человечества по сравнению с Вселенной, в 1990 году была сделана знаменитая фотография Pale Blue Dot («Бледно-голубая точка»). Это снимок Земли, сделанный зондом «Вояджер-1» с расстояния около шести миллиардов километров (между орбитами Нептуна и Плутона).