Древние майя имели сложные фильтры для воды, подобные современным — Naked Science

Древние майя имели сложные фильтры для воды, подобные современным

4.5

Ученые из США выяснили, что индейцы майя строили для очистки воды систему сложных фильтров из натуральных материалов, которые они привозили издалека. Это одна из самых древних систем очистки воды такого типа в мире.

Древний город майя Тикаль / ©phys.org

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports. Для древних майя сбор и хранение запасов питьевой воды имел решающее значение, поскольку многие их города были построены на пористом известняке. Это затрудняло доступ к питьевой воде во время сезонов засухи.

Ученые из Калифорнийского университета и Университета Цинциннати (США) обнаружили системы сложных фильтров в водохранилище Корриенталь в северной части Гватемалы. Этот водоем служил важным источником питьевой воды для древних майя. При помощи рентгеноструктурного анализа ученые обнаружили естественное молекулярное сито из цеолита, который был привезен в Тикаль (где и проходили раскопки) из источника, расположенного на расстоянии множества километров.

Фильтр представлял собой вулканический туф, состоящий из включений кварца и цеолита, который хорошо пропускал воду. По мнению исследователей, у майя были отстойники, через которые вода стекала в специальный резервуар, прежде чем попасть в другой, для чистой воды.

Ученые говорят, что при помощи кварца и цеолита майя очищали воду от вредоносных микроорганизмов, а также от соединений, богатых азотом и тяжелыми металлами вроде ртути. Последняя могла оказаться в водоеме в связи с тем, что майя активно использовали пигмент — киноварь (сульфид ртути) — для штукатурных работ и в похоронных обрядах.

Самое удивительное, что система этих фильтров функционирует до сих пор, хотя была построена более двух тысяч лет назад, то есть почти за 2000 лет до того, как подобные системы очистки воды появились в Европе. Таким образом, фильтр майя можно назвать одним из самых старых в мире.