30.10.2020
18 113

Обнаружена «планета-сирота» размерами не больше Земли

5.4

Астрономы сообщили об открытии OGLE-2016-BLG-1928 — самой маленькой из «планет-сирот», свободно летящих между звездами.

©Jan Skowron, Astronomical Observatory, University of Warsaw / Автор: Ольга Кузьмина

Подавляющее большинство известных нам планет гравитационно связаны со своими звездами и движутся по орбитам вокруг них. Однако изредка обнаруживаются и одинокие «планеты-сироты», свободно летящие по межзвездному пространству. Считается, что такие объекты были выброшены из своих систем в результате каких-либо катастроф или гравитационных взаимодействий. Возможно даже, что нечто подобное произошло когда-то в нашей Солнечной системе, лишив ее целой планеты-гиганта.

До сих пор список известных планет-сирот (и кандидатов) насчитывает всего 22 объекта. Однако предполагается, что в действительности Галактика полна миллиардами, а то и триллионами таких тел. Но наблюдать их крайне сложно, ведь, в отличие от обычных планет, такие тела нельзя заметить по влиянию на материнскую звезду или ее излучение. Для этого приходится использовать еще более тонкие методы, такие как микролинзирование — искажение света расположенных более далеких объектов, на фоне которых проходит темная гравитирующая масса. Чем легче и компактнее планета, тем сложнее это заметить.

©Jan Skowron, Astronomical Observatory, University of Warsaw

Подобные наблюдения проводятся, в частности, проектами OGLE (Optical Gravitational Lensing Experiment) и KMTN (Korean Microlensing Telescope Network), на счету которых по несколько обнаруженных планет-сирот. А недавно участники обеих коллабораций сообщили о новом кандидате — OGLE-2016-BLG-1928. Ученые называют его самой маленькой из известных свободно летящих планет — размером с Землю или даже меньше. Об этом рассказывается в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов ArXiv.org.

Стоит сказать, что микролинзирование продолжалось всего 41,5 минуты, позволив собрать лишь 11 наблюдательных точек с OGLE и еще четыре — с KMTN. В результате стопроцентно исключить присутствие у OGLE-2016-BLG-1928 материнской звезды можно лишь на дистанции до 8 а.е. (расстояний от Земли до Солнца).