15.02.2021
Виктория Сафронова
2 247

На аукционе Christie’s выставили редкие метеориты — марсианские, лунные и другие космические камни

3.1

Британский аукционный дом Christie’s выставил на продажу редкие экспонаты — марсианские и лунные метеориты, а также другие космические тела. Аукцион Deep Impact: Martian, Lunar and Other Rare Meteorites завершится 23 февраля.

Палласит
Палласит — железно-никелевый метеорит с драгоценными камнями. Лот оценивается в $3,5-4,5 тыс. / ©Christie’s / Автор: Никита Тарасов

На аукцион выставили более 70 лотов, цена которых составляет от сотни до нескольких сотен тысяч долларов. Стартовая цена самого доступного из них — 250 долларов, наиболее высокая стоимость достигает 350 тысяч. Самый дорогой экспонат представлен как один из крупнейших лунных метеоритов: его нашли в пустыне Сахара в декабре 2019 года. В его состав входят такие минералы, как анортит, оливин, авгит и другие. Этот метеорит — часть второго по величине лунного тела, оказавшегося на Земле. Перед выставлением на аукцион его лицевую поверхность отполировали.

Марсианский метеорит, также обнаруженный на территории Сахары, ранее был предметом исследования для сотен ученых по всему миру. Его марсианское происхождение ставили под сомнение до проведения анализа стеклянных элементов в составе других метеоритов. Внутри содержался газ, который соответствовал характеристикам марсианской атмосферы, представленным миссией NASA в 1976 году. Исследователи считают, что метеорит оказался на Земле после столкновения астероида с планетой.

Марсианский метеорит стоимостью $30-50 тыс. / ©Christie’s

Еще один экспонат — метеорит, который никогда не сталкивался с Землей — получил такое название благодаря способу падения. В июле 2014 года в небе над югом Марокко заметили большой огненный шар, звук удара от падения которого доносился на расстояние более 200 километров. Участники поисковых работ сосредоточили внимание на земле. Спустя сутки мальчик заметил необычную тень одного из деревьев: ее отбрасывал метеорит, находившийся между ветвями. От других метеоритов этот образец отличается почти глянцевой, блестящей даже при мягком свете поверхностью.

Один из самых редких экспонатов, представленных на аукционе, считается и наиболее красивым. Палласит — метеорит, состоящий из железо-каменной смеси — составляет лишь 0,2% от общего количества всех известных сейчас видов. Железо-никелевый состав метеорита пронизан кристаллами перидота и оливина, считающегося драгоценным камнем.

«Каждый представляет, как метеорит «должен выглядеть» — внеземное тело, разогретое во время прохождения через земную атмосферу. Довольно редко объекты, перенесшие такое огненное падение, соответствуют этому всеобщему идеальному представлению о метеоритах», — отметил глава отдела естественно-научной истории Christie’s Джеймс Хиспол.

Аукцион проходит в онлайн-режиме, однако для потенциальных покупателей из Нью-Йорка доступен просмотр по предварительной записи.

Метеоритами называют космические тела, падающие на Землю. До прохождения через атмосферу «космические камни», размер которых варьируется от космической пыли до астероидов, принято называть метеороидами. Большинство из них состоят из фрагментов более масштабных тел, впоследствии разбитых или взорванных. Сгорающие при вхождении в атмосферу Земли метеороиды называют метеорами или «падающими звездами». По оценкам исследователей, представленных NASA, ежедневно на Землю падает около 48,5 тонны метеоритного материала.

В прошлом году Тим Грегори, изучающий метеориты и специализирующийся в области космохимии, выпустил книгу «Метеориты. Камни из космического пространства, которые создали наш мир» (Meteorite. The Stones From Outer Space That Made Our World). В рецензии журнала Nature она представлена как доступное изложение истории метеоритов в период от зарождения Солнечной системы, около 4,5 миллиарда лет назад, до современности. Грегори утверждает, что изучение метеоритов может раскрыть информацию, которая относится к более давнему периоду. Исследования состава метеоритов показали, что до возникновения Солнечной системы на ее месте происходило более активное звездообразование, чем можно наблюдать сейчас.