Найдена одна из причин заикания — Naked Science
Мария Кривоченко

Найдена одна из причин заикания

3.7

Ученые установили, что астроциты в полосатом теле головного мозга, по-видимому, играют одну из решающих ролей в развитии заикания. Оказалось, лечение рисперидоном помогает справиться с проблемой, увеличивая метаболизм клеток.

Кадр из фильма «Король говорит!»

Группа исследователей из Калифорнийского института в США нашла доказательство того, что астроциты играют роль в появлении и развитии заикания у детей. Биологи провели серию экспериментов. Они отобрали 10 человек: пятерым давали рисперидон, препарат, который блокирует чрезмерную активность дофамина и назначается при шизофрении и биполярном расстройстве, другим пяти — плацебо.

В начале исследования и после шести недель приема рисперидона (0,5-2,0 миллиграмма в сутки) или таблетки плацебо участников просили читать вслух, чтобы проверить эффект лечения. Также после прохождения курса респондентам провели позитронно-эмиссионную томографию или ПЭТ-сканирование. Подробности работы опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.

Как выяснилось, у пациентов, получавших рисперидон, был более высокий метаболизм в определенных областях мозга. Таким образом, препарат компенсировал недостаток глюкозы, характерный для заикания и некоторых других неврологических состояний.

«Пока мы точно не знаем, как рисперидон активирует астроциты в полосатом теле головного мозга, — рассказал Шахриар Шейхбахаи, соавтор исследования. — Мы в курсе, что он активирует астроциты. Затем клетки высвобождают сигнальную молекулу, которая воздействует на нейроны в мозге, блокируя их дофаминовые рецепторы. В будущей работе мы хотели бы найти эту молекулу и лучше понять точную роль астроцитов в заикании, что, в свою очередь, может помочь нам разработать лекарства, нацеленные на них».

Чтобы лучше узнать, как действует лекарство, необходимы дополнительные исследования. Ученые отметили, что методы, которые они использовали для визуализации изменений в мозге тех, кто заикается, могут дать ценную информацию о патофизиологии расстройства и направлять развитие будущих вмешательств.

Лаборатория Шейхбахаи уже создает модели для изучения причин заикания. Они должны помочь разобраться в том, что вызывает различные его типы. Кроме того, специалисты считают, что за появление заикания ответственны несколько факторов. «Мы работаем над тем, чтобы выявить схемы в мозге, которые управляют сложным поведением говорящего. Они должны пролить больше света на механизм, вовлеченный в заикание», — подытожили биологи.