Главный космический телескоп-долгострой наконец-то готов к полету: James Webb собран и ждет старта осенью — Naked Science

Судя по всему, еще до своего запуска ставший эталоном долгостроя в отрасли космический телескоп JWST стартует с Земли 31 октября этого года. По крайней мере, сам аппарат полностью готов: его собрали, сотню раз проверили самыми изощренными тестами и уже в скором времени начнут транспортировать во Французскую Гвиану. Там его водрузят на европейскую ракету-носитель Ariane 5 и отправят в космос.

JWST в чистой комнате Northrop Grumman ©Chris Gunn, NASA

Как пишет The New Yourk Times, своеобразное прощание с James Webb Space Telescope (JWST) перед запуском прошло в рамках недавней встречи Американского астрономического общества (AAS). Инженеры и техники в последний раз показали космический аппарат в развернутом состоянии. Кадры сделали в огромной чистой комнате компании Northrop Grumman на предприятии в Лос-Анджелесе.

По словам представителя NASA от программы JWST Эрика Смита (Eric Smith), в следующий раз, когда телескоп примет подобную конфигурацию, он будет уже далеко за орбитой Луны. На таком расстоянии для земного наблюдателя мощный научный инструмент покажется едва заметной точкой 17-й звездной величины. После демонстрации телескоп начали складывать и готовить к транспортировке — процесс небыстрый и требующий максимальной аккуратности.

История проекта «Космический телескоп имени Джеймса Уэбба» корнями уходит в конец 1980-х, когда еще до запуска «Хаббла» ученые стали думать над следующим поколением астрономических инструментов. Для своего времени Hubble Space Telescope (HST) стал невероятным прорывом: космический телескоп с зеркалом диаметром 2,4 метра, работающий оптическом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах излучения.

JWST в чистой комнате Northrop Grumman ©Chris Gunn, NASA

«Хаббл» служит уже более 30 лет и предоставил ученым невероятные объемы ценных данных. Этот успех был предсказуем, как и необходимость его развивать. Следующий аппарат предполагался не орбитальным, а размещенным в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля. Причем его главное зеркало сразу планировали сделать гораздо более крупным, чем у HST.

Итогом многолетних изысканий, предложений и предварительных разработок стал проект Next-Generation Space Telescope («Космический телескоп следующего поколения», NGST). Позднее его переименовали в честь второго главы Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) Джеймса Уэбба, который руководил агентством во время реализации программы «Аполлон».

Непревзойденно большой и сложный телескоп разрабатывают с 1996 года. Диаметр его главного зеркала — 6,5 метра, оно составлено из 18 шестиугольных секций, каждая из которых индивидуально регулируется высокоточными приводами. Две группы по три секции, расположенные по бокам, — складные, чтобы можно было уместить аппарат под обтекателем ракеты. И это лишь одна из многих деталей, которым предстоит трансформироваться уже в космосе.

Помимо главного зеркала, в транспортном положении во время запуска сложено еще вторичное, а точнее штанги, на которых оно крепится. Также разворачиваться будет теплозащитный экран площадью около 300 квадратных метров. Его задача — закрыть сверхчувствительную оптику от засветки Солнцем и Землей. Масса аппарата превышает 6,2 тонны, а его разработка стала одним из крупнейших международных проектов в сфере космонавтики и астрономии за последние несколько десятилетий. В создании JWST участвовали предприятия Европейского (ESA) и Канадского (CSA) космических агентств.