Детальные снимки поверхности астероида Рюгу объяснили происхождение его разноцветных пород — Naked Science
08.05.2020

Международная команда ученых изучила снимки поверхности астероида Рюгу, сделанные японским зондом Hayabusa-2, и выяснила, что это небесное тело столкнулось с периодом сильного солнечного нагрева.

Рюгу
Породы красного цвета на астероиде Рюгу / © Science

Почти полтора года назад, 21 февраля 2019-го, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) доставило автоматический межпланетный зонд Hayabusa-2 на поверхность 900-метрового околоземного астероида (162173) Рюгу для сбора образцов, а затем — после выстрела в это небесное тело стержнем из тантала — вернуло аппарат на орбиту Рюгу.

Через пару месяцев станция сбросила на астероид бомбу, взяла, как предполагается, образцы первичной материи Солнечной системы, и вскоре после этого начался обратный путь Hayabusa-2 к Земле: возвращение домой запланировано на конец 2020 года.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Science, ученые представили анализ высококачественных изображений, сделанных зондом во время его встречи с астероидом. И работа ученых проливает свет на некоторые загадки Рюгу.

Спектральный наклон поверхности Рюгу. Кратеры диаметром более 20 метров показаны черными кружками. Пунктирные белые линии указывают области, показанные на других снимках. Синие кратеры B1 и B2 выше по стратиграфии, чем красные кратеры R1, R2 и R3. Не существует синего кратера, стратиграфически наложенного на красные, что говорит о том, что синие кратеры моложе, чем красные / © Science

Мы уже знаем, что Рюгу состоит из нескольких слоев и неоднороден: так, на его поверхности преобладают породы красного и синего цветов. Красноватые оттенки наблюдаются вокруг областей средних широт, а синие — около экватора и полюсов, а также ударных кратеров. Однако с чем связана такая “красочность” — до сих пор не было понятно.

Благодаря детальным снимкам, сделанным крупным планом, а также видео, снятым зондом в процессе отбора проб, международная команда астрономов в небольшом масштабе исследовала цвета и морфологию поверхности Рюгу. В результате они пришли к выводу, что астероид столкнулся с периодом сильного солнечного нагрева, вызванного изменениями на его орбите.

“Породы красного цвета на астероиде Рюгу могли появиться из-за того, что порядка 300 тысяч лет назад его орбита временно поменялась, в результате астероид сблизился с Солнцем. Его поверхность начала сильнее прогреваться, из-за чего залежи органики на его поверхности покраснели”, — пишут ученые.

Место посадки до, во время и после приземления зонда. Белые пунктирные кружки обозначают кратеры. Валун по прозвищу Turtle обозначен желтой стрелкой / © Science

Исследователи заметили некоторые особенности в распределении этих двух пород: более крупные валуны на поверхности астероида были синего цвета, в то время как мелкозернистые остатки вокруг них — красного. Они также обнаружили, что синие кратеры были моложе, чем красные: будто удар Hayabusa-2 пробил красный верхний слой и обнажил синюю породу под ним, смешав цвета и подняв много красной пыли.

Синие породы, вероятно, возникли после того, как часть красноватого песка оказалась выброшенной из экваториальных регионов Рюгу из-за вращения, а также вследствие образования новых кратеров. Предположительно, со временем силы, действующие на поверхность астероида — например, удары или истощение — смешали красные и синие породы. Однако, чтобы окончательно подтвердить эти выводы, следует дождаться, пока Hayabusa-2 доставит в земные лаборатории образцы.

Ранее ученые нашли в двух астероидах рибозу и другие сахара, которые могут участвовать в образовании молекул РНК и ДНК, а телескоп Европейского космического агентства помог выяснить, что астероид Гигея подходит под все критерии карликовой планеты.