06.12.2021
8 246

Астрономы обнаружили планету, похожую на Меркурий, но размером больше Марса

4.7

Экзопланета Gliese 367b вращается крайне близко к своей звезде, делая полный оборот за несколько земных дней: из-за тесного соседства она потеряла легкие оболочки, и большую часть ее занимает плотное ядро.

©NASA, ESA, G. Bacon, STScI

Космический телескоп TESS помог найти планету у звезды Gliese 367, расположенной от нас на расстоянии в 31 световой год, в южном созвездии Паруса. Gliese 367b оказалась одной из самых компактных экзопланет, известных на сегодня: ее радиус набирает всего 72 процента от земного, а масса — 55 процентов земной. По строению она крайне похожа на Меркурий, хотя в размерах немного больше Марса. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Сама Gliese 367 — красный карлик, и сегодня известно немало таких звезд с собственными планетами и даже планетными системами. Теоретически на некоторых из них возможна жизнь: хотя красные карлики сравнительно тусклы, расположенные достаточно близко к звезде планеты могут оказаться в «зоне обитаемости», с подходящей умеренной температурой, при которой на поверхности способна сохраняться жидкая вода.

Расчеты показывают, что для этого экзопланета должна иметь орбиту, по которой она совершает один годовой оборот за две-три наших недели. Однако открытая с помощью TESS Gliese 367b в эти границы явно не попадает: она находится куда ближе, и ее орбитальный период составляет всего 7,7 часа. Собственный диаметр Gliese 367b — чуть более 9000 километра, она немного крупнее Марса.

При этом, судя по высокой плотности, значительную часть (до 86 процентов) объема Gliese 367b занимает железо-никелевое ядро, покрытое твердой каменистой корой. Из всех планет Солнечной системы такое строение характерно лишь для Меркурия. «Мы обнаружили планету размером с Марс, которая имеет состав Меркурия, — рассказал Роланд Вандерспек (Roland Vanderspek), один из авторов находки. — Это одна из самых небольших экзопланет, известных сегодня, и она вращается вокруг карлика М-класса по очень тесной орбите».

В самом деле, из-за близости к звезде Gliese 367b получает в сотни раз больше излучения, чем Земля — от Солнца, и на ее дневной стороне температура поднимается до 1500 °С. При таких условиях атмосфера экзопланеты давно унесена прочь потоками звездного ветра, и на обитаемость рассчитывать не приходится. Однако Gliese 367b и ее окружение все равно крайне интересны для специалистов.

Во-первых, для красных карликов характерно наличие нескольких планет, и, возможно, в будущем у Gliese 367b найдутся соседи. Во-вторых, сама по себе она относится к планетам с ультракоротким орбитальным периодом, происхождение и свойства которых остаются плохо понятными для ученых. «Поиски того, как подобные планеты оказались настолько близко к своим звездам, — почти детективная история, — говорит Наталья Гуэрреро (Natalia Guerrero), также поучаствовавшая в открытии. — Как они теряют атмосферы? Как сблизились со звездой? Был этот процесс мирным или катастрофическим? Надеюсь, эта система даст нам некоторые ответы».