31.08.2021
17 403

Астрономы обнаружили, что многие звезды солнечного типа поглощают собственные планеты

5.4

От четверти до трети солнцеподобных звезд сохраняют следы погибших миров, поглощенных ими во время бурного раннего этапа формирования своих планетных систем.

Планета падает на материнскую звезду: взгляд художника
Планета падает на материнскую звезду: взгляд художника / ©NASA, ESA, G. Bacon

Происхождение и развитие Солнечной системы интересно не только само по себе. Понимание этих процессов позволит лучше разобраться, насколько уникален наш «космический дом», где и как искать другие похожие миры. Им посвящена и новая статья международной команды астрономов, опубликованная в журнале Nature Astronomy. Рассмотрев более сотни двойных систем с солнцеподобными звездами, ученые обнаружили, что от четверти до трети из них на том или ином этапе жизни поглощают собственные планеты.

Вообще, звезды солнечного типа (желтые карлики) довольно немногочисленны, составляя лишь около семи процентов общего населения Галактики. В отличие от самого Солнца, большинство из них входят в двойные системы, сформировавшиеся из общего газопылевого облака. Поэтому ожидается, что химический состав обеих звезд в такой паре практически идентичный. Однако иногда он различается: одна из звезд поглощает собственную планету и накапливает ее тяжелые элементы, как это известно на примере системы HD 240429 и HD 240430.

Лоренцо Спина (Lorenzo Spina) и его коллеги рассмотрели 107 двойных, включающих солнцеподобные звезды, и определили их состав. Оказалось, в 33 системах одна из звезд демонстрирует явно повышенное содержание железа. Это свидетельствует о том, что некогда такие звезды поглотили большое количество этого элемента — по-видимому, в составе одной или нескольких соседних планет. Компьютерное моделирование и статистические расчеты показали, что подобное происходит с 20-35 процентами звезд солнечного типа.

Все это в очередной раз демонстрирует, насколько сложен процесс формирования планетных систем. Сегодня нам известно почти 800 таких систем, с различным числом, расположением и видами планет. Структура, которую они принимают по мере развития, сильно зависит от начальных условий и множества случайностей на раннем этапе развития.

Новые наблюдения показывают, что далеко не все планетные системы развивались так же спокойно, как наша. Солнце не поглощало ни одной из своих планет, их орбиты почти идеально круговые и мало изменились за миллиарды лет. Но у многих аналогичных звезд более бурное прошлое. Возможно, оно накладывает и ограничения на возможность развития жизни на планетах у этих светил.