Звезда HD 240430 поглощает собственные планеты — Naked Science

Звезда HD 240430 поглощает собственные планеты

HD 240430 — звезда из двойной системы — заметно отличается от своей соседки, и астрономы связывают это с уничтожением ею своих планет.

Наблюдения европейского космического телескопа Gaia позволили изучить двойную систему звезд HD 240430 и HD 240429, вращающихся на расстоянии около двух световых лет. Спектральные характеристики их близки к Солнцу и указывают на примерно одинаковый возраст в 4 млрд лет — возможно даже, что они сформировались из одного облака газа и пыли. И тем страннее заметная разница в их составе, о чем астрофизик из Принстонского университета Эдриан Прайс-Уилан (Adrian Price-Whelan) и его коллеги пишут в статье, представленной в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Астрономы связывают эти различия с тем, что звезда HD 240430 поглотила несколько своих планет, что привело к аномальному повышению содержания некоторых металлов в ее составе. По оценкам ученых, которые назвали звезду Кроносом (в честь древнегреческого божества, поедавшего своих детей), она успела поглотить тяжелых элементов в количестве порядка 15 масс Земли. Звезду-компаньона назвали Крием, в честь менее свирепого (и знаменитого) титана-брата Кроноса.

Стоит заметить, что Прайс-Уилан с коллегами выдвигают и другие гипотезы, способные объяснить неожиданную разницу в составе Крия и Кроноса. Например, HD 240430 могла поглотить не сами планеты, а протопланетное вещество, содержащее металлические элементы. Также разницу в составе может объяснить небольшая разница в возрасте звезд — Кронос примерно на 300 млн лет моложе, — либо в их происхождении. Они могли сформироваться все-таки в разных газопылевых облаках, или же в одном облаке, но неоднородном по составу и плотности. Однако «планетную» версию авторы считают все-таки самой многообещающей.