02.06.2020

Астероиды Бенну и Рюгу могли образоваться при разрушении одного более крупного тела

4.6

Изучив поверхности астероидов Бенну и Рюгу, астрономы предположили, что оба они могли образоваться в результате гибели одного «материнского» астероида, причем Бенну пережил катастрофу легче, чем Рюгу.

Астероид Бенну, снятый зондом OSIRIS-REx
Астероид Бенну, снятый зондом OSIRIS-REx / ©OSIRIS-REx, NASA

Уже больше года американский аппарат OSIRIS-REx находится возле полукилометрового астероида (101955) Бенну, исследуя его и готовясь к забору грунта для доставки его на Землю в 2023 году. Тем временем японский зонд Hayabusa-2 собрал вещество с поверхности 900-метрового астероида (162173) Рюгу и направляется с ними обратно. И хотя бесценные образцы пока недоступны для исследования, ученые анализируют данные, которые аппараты прислали по радиосвязи.

Такую работу проделала недавно большая группа астрофизиков из Европы, Японии и США, статья которых опубликована в журнале Nature Communications. В ней Патрик Мишель (Patrick Michel) и его соавторы пишут, что и Бенну, и Рюгу, по-видимому, сложены из фрагментов более крупных астероидов, разрушенных столкновениями. Более того, возможно, и Бенну, и Рюгу образовались из одного и того же небесного тела.

Дело в том, что оба астероида имеют схожую форму, с характерным возвышенным «хребтом», охватывающим их в районе экватора. Считается, что сформировался он сравнительно недавно: такую форму эти тела приобрели за многие миллионы лет быстрого вращения, раскрутившись благодаря неравномерному нагреву поверхности Солнцем (ЯОРП-эффект).

Однако авторы новой работы указывают, что у экваторов Бенну и Рюгу сохранились довольно крупные и ударные кратеры. Это одни из наиболее старых деталей на их поверхности, однако появились они позднее экваториальных возвышенностей, так что те должны быть еще древнее. Смоделировав разрушение «материнского» астероида Бенну, ученые показали, что свою форму он мог получить непосредственно в той катастрофе или сразу после нее.