31 марта
6 956

Археологи зафиксировали смену неандертальских популяций в Испании

4.8

Международная команда археологов выяснила, что неандертальцев, которые были носителями мустьерской культуры, около 45 тысяч лет назад на севере Испании сменили их собратья — представители шательперона.

Каменные орудия со стоянки Аранбальца-II / ©phys.org

Неандертальцы, по разным оценкам и в зависимости от региона, исчезли от 28 до 40 тысяч лет назад. Но, как известно, точные причины этого неясны. Поэтому полезно изучать, как менялись популяции неандертальцев.

Ученые из Археологического музея Бильбао, университетов Бургоса (Испания), Аделаиды (Австралия), Калифорнийского (США), Кембриджского и других научных организаций исследовали комплекс орудий труда неандертальцев, относящихся к шательперонской культуре, чтобы лучше понять их историю. Свои выводы они представили в журнале PLOS One.

Инструменты нашли на месте североиспанского памятника Аранбальца-II, датируемого примерно 43,5 тысячи лет назад. Детально изучив фрагменты этих орудий (в количестве более 5600 штук), ученые узнали, что большая часть из них была изготовлена из местного кремня, а меньшая — на территории современной Франции, примерно в 150 километрах от Аранбальца-II.

Особенности формы и изготовления инструментов показали, что предметы из испанского памятника очень похожи на другие шательперонские орудия. А вот параллелей между ними и артефактами среднего палеолита того же региона исследователи не нашли. Да и культурный слой с шательперонскими инструментами оказался четко отделенным от орудий мустьерской культуры.

Поэтому археологи пришли к выводу, что около 45 тысяч лет назад носители мустье исчезли с территории Северной Испании. Это могло быть связано с изменениями климата между 40 и 50 тысячами лет назад и близкородственными скрещиваниями. Но свято место пусто не бывает: на смену им пришла другая популяция Homo neanderthalensis, вероятно, из Южной Франции — ее представители были носителями шательперонской культуры. Правда, и они приказали долго жить: довольно быстро их сменили наши непосредственные предки — сапиенсы.