16.09.2021
Ольга И.
2 015

«Ролевые игры» помогли понять, как неандертальцы охотились на птиц

4.8

Для этого исследователи из Испании провели необычный эксперимент — научную «ролевую игру». И выяснили, что неандертальцы могли охотиться на куликов при помощи веревочных сетей, лестниц и факелов. Самые опытные были способны поймать от 40 до 60 птиц за ночь.

Ученые узнали, как неандертальцы охотились на птиц / ©Getty images / Автор: Андрей Чернов

Неандертальцы исчезли 35-40 тысяч лет назад. Известно, что они были «хищными», то есть питались почти исключительно мясом, хотя растения в рационе тоже присутствовали. При этом у них были развитые навыки охоты: от засады с копьями до преследования животного. К тому же появляется все больше свидетельств того, что неандертальцы регулярно ловили птиц.

Сотрудники отдела эволюционной экологии Национального музея естественных наук (Испания) решили провести эксперимент и узнать, как неандертальцы охотились на куликов. Два вида этих птиц сегодня встречаются в Южной и Центральной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

То есть ареал куликов остался примерно таким же, каким был во времена неандертальцев (это показал обзор литературы по окаменелостям птиц, на которых присутствуют следы применения мустьерских орудий). Этот вид птиц ночует в пещерах или расщелинах скал, что, по-видимому, было на руку древним охотникам.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, поучаствовали в научной «ролевой игре». Применив различные стратегии охоты, они пришли к выводу, что древние люди пользовались веревочными сетями, лестницами и факелами. Все это, по мнению исследователей, вполне могли делать неандертальцы, обладающие большим мозгом и развитым мышлением. В общей сложности ученые провели 296 испытаний в 70 местах ночевок птиц и поймали 5525 куликов (их всегда отпускали на свободу живыми и невредимыми).

При ослеплении с помощью факелов кулики или пытались вырваться наружу из пещеры (тогда ученые ловили их сетями у входа), или взмывали к потолку, где их можно было достать голыми руками. Двух-трех птиц достаточно для полноценного обеда, ведь их мясо калорийно и питательно. А опытные охотники, как показал эксперимент, могли поймать от 40 до 60 куликов за ночь, накормив целое семейство.