06.01.2022
38 068

Неандертальцы оказались ответственны за кишечные и сосудистые заболевания

5.1

Ученые из Германии и Швеции узнали, что риск развития сосудистых болезней и воспалительных заболеваний кишечника, связанных с окислительным стрессом, возрастает у людей, которые несут в себе неандертальский вариант белка глутатионредуктазы.

Реконструкция неандертальца / ©Getty images

Один из способов узнать больше об уникальных особенностях человека — изучить строительные блоки организма, то есть белки, которые, как известно, отвечают чуть ли не за все его функции. У человека существует около 100 белков, несущих в себе «отпечаток» изменений, произошедших после того, как линия Homo sapiens отделилась от линии неандертальцев.

Один из таких белков называется глутатионредуктазой — это фермент, который защищает организм от окислительного стресса. Почти все современные люди имеют аминокислотную замену (S23G) в этом ферменте, в отличие от неандертальцев и приматов.

Исследователи из Каролинского института (Швеция) и Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) подробно изучили изменение глутатионредуктазы у человека в процессе эволюции. Результаты их работы опубликованы в журнале Science Advances. Выяснилось, что белок неандертальцев создал определенное количество активных кислородных радикалов, которые считаются причиной окислительного стресса. Это третье изменение белка, уникальное для современных людей, которое изучили до сих пор.

Новое исследование также показало, что белок неандертальцев перешел к современникам в момент, когда наши предки смешались с ними около 60 тысяч лет назад. Сегодня эти белки распространены в основном на Индийском субконтиненте, где расположены Индия, Пакистан и Бангладеш. Нередко к нему относят еще Бутан, Непал и Шри-Ланку, иногда Мальдивы и юго-восточную часть Афганистана. Частота распространения белка, о котором идет речь, по оценкам ученых, — от одного до двух процентов населения.

Таким людям не повезло, ведь они имеют более высокую вероятность развития сосудистых болезней и воспалительных заболеваний кишечника, которые связаны с окислительным стрессом. Причем по сравнению с людьми, не имеющими этот белок, риск повышен в несколько раз.