Эволюция людей отчасти может быть связана с более эффективным потреблением воды — Naked Science

Эволюция людей отчасти может быть связана с более эффективным потреблением воды

6.1

Исследуя тот факт, что приматы потребляют больше воды, чем люди, американские ученые предположили: эволюция людей отчасти была вызвана желанием более эффективно использовать потребляемое количество воды.

Эволюция людей отчасти может быть связана с более эффективным потреблением воды / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Current Biology. Наши ближайшие родственники — шимпанзе, как и другие приматы — отличаются не только размером мозга и способом передвижения, но и тем, как они расходуют потребляемую воду. При этом эволюция водного баланса у человека изучена плохо из-за отсутствия сравнительных измерений с другими человекообразными приматами.

Люди пьют каждый день, а их человекообразные собратья, живущие в тропических лесах, могут не пить неделями, поскольку получают необходимое количество воды через пищу. Тем не менее возможность жить немного дальше от воды могла дать нашим предкам эволюционное преимущество, поскольку им, вероятно, приходилось все чаще спускаться в засушливые саванны.

Учение из Центра изучения и сохранения обезьян имени Лестера Э. Фишера, Государственного Университета Нью-Джерси, Департамента антропологии (США) сравнили показатели водного баланса у шимпанзе (обыкновенных и бонобо), горилл, орангутанов (всего — 72 обезьяны) с пятью различными популяциями людей (всего — 309 человек), включая охотников-собирателей, живущих в засушливых африканских саваннах. Для каждого участника исследования сначала рассчитали потребление воды, в том числе поступающей вместе с едой, а затем — ее выход из организма с потом, мочой и другими биологическими субстанциями.

В ходе работы выяснилось, что человек в среднем потребляет около трех литров воды, а шимпанзе и горилла, живущие в зоопарке, — в два раза больше. Результаты удивили ученых, ведь у людей сильнее развита способность потеть, нежели у других приматов: у нас в 10 раз больше потовых желез, чем у шимпанзе. Прибавьте к этому то, что человекообразные обезьяны обычно живут довольно размеренной жизнью, затрачивая от 10 до 12 часов в день на отдых, груминг и кормление, а еще 10 часов они спят. То есть двигаются эти животные лишь около пары часов в день.

Полученные данные, по мнению исследователей, указывают на то, что в ходе эволюции наши предки стали потреблять на 30-50 процентов меньше воды, чем другие человекообразные обезьяны. Это привело к тому, что для здорового водного баланса мы теперь обходимся меньшими объемами, чем шимпанзе или орангутаны.

С этим феноменом ученые связывают тот факт, что в грудном молоке человека на 25 процентов меньше воды по отношению к килокалориям, чем в молоке человекообразных приматов. А еще, как подозревают исследователи, экономия водного баланса привела к тому, что у наших предков стал более выпуклый нос, чем у обезьян. Дело в том, что такие носовые ходы помогают сберечь воду, охлаждая и конденсируя водяной пар из выдыхаемого воздуха, превращая его обратно в жидкость внутри носа.