Морские улитки оказались способны регенерировать все тело из отделенной головы — Naked Science

Морские улитки оказались способны регенерировать все тело из отделенной головы

5.5

Моллюски Sacoglossa продемонстрировали пример «экстремальной регенерации»: после потери практически всего тела голова отращивает новое, питаясь за счет «украденных» у водорослей систем фотосинтеза.

Голова Elysia cf. marginata, отделенная от туловища
Голова Elysia cf. marginata, отделенная от туловища / ©Sayaka Mitoh

Многие животные способны восстановить утраченный хвост, конечность или даже поврежденную ткань сердца. Ученые исследуют механизмы регенерации, чтобы когда-нибудь воспроизвести их у людей. А недавно биологи из Женского университета Наро наткнулись на совершенно экстремальный пример из жизни брюхоногих, заметив, что как минимум два их вида могут регенерировать все тело после декапитации — отделения головы. Об этом Саяка Мито (Sayaka Mitoh) и Йоити Юса (Yoichi Yusa) пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Моллюски Elysia cf. marginata и E. atroviridis — представители группы микроскопических морских брюхоногих Sacoglossa, которые питаются, высасывая содержимое клеток водорослей. Исследуя их, японские ученые заметили, что один из моллюсков потерял около 80 процентов тела, но вопреки всем ожиданиям не погиб, а спустя примерно три недели отрастил его снова и вернулся к нормальной жизни. Отметим, что утраченное тело голову не регенерировало. Дополнительные эксперименты подтвердили, что это не единичный случай.

Голова Elysia cf. marginata / ©Sayaka Mitoh

Пока этот процесс остается загадкой. Клеточные механизмы такой «экстремальной регенерации» непонятны, и даже неясно, как и по какой причине животное утратило тело: видимых внешних причин этому не было. Однако Мито и Юса предполагают, что таким способом моллюски могут не только реагировать на захват хищником, но и избавляться от паразитов — просто меняя тело на новое. Тем не менее ученые уже выявили некоторые любопытные детали этого процесса.

К регенерации оказались способны лишь молодые особи. Голова старых животных могла выживать до 10 дней, однако в итоге погибала. Кроме того, одно из подопытных брюхоногих с успехом справилось с повторной регенерацией после второго отделения головы. В третий раз повторить трюк не удалось ни одному из подопытных моллюсков.

Регенерация, конечно, требует немало энергии, притом что отсеченная голова самостоятельно добывать и переваривать пищу не способна. Однако тут ей на помощь приходит клептоплапстия — способность «воровать» хлоропласты водорослей и накапливать их в собственных тканях. Это позволяет моллюскам получать энергию обыкновенным фотосинтезом и постепенно отращивать потерянное тело.

Молодая исследовательница из Пермского Политеха разработала способ извлечения редких и дорогостоящих металлов из мониторов и экранов, у которого нет аналогов в мире.