• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
23.03.2022
ТПУ
1
1 608

В ТПУ разработают технологию сжигания топлива из «горючего льда»

4.7

Ученые Томского политехнического университета при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» к 2025 году создадут отечественную технологию сжигания нового типа топлива — на основе газовых гидратов природного и искусственного происхождения. Эти соединения из газа в ледяной и водной оболочке добывают со дна морей и океанов и называют замерзшим топливом будущего или горючим льдом. Создание эффективной технологии сжигания топлива на их основе позволит применять гидраты при выработке тепловой и электрической энергии, а также в двигателях различного назначения с минимальным ущербом для экологии.

В ТПУ разработают технологию сжигания топлива из «горючего льда» / © Getty images

Гидраты природного происхождения добывают в северных широтах. В мире обнаружено уже больше 220 их месторождений. Они интересны тем, что это самый богатый на нашей планете источник углеводородного газа. Но главное их преимущество — экологичность. При сжигании они дают минимальные антропогенные выбросы в атмосферу по сравнению с углем, мазутом, нефтепродуктами.

В рамках стратегического проекта ТПУ «Энергия будущего» ученые вуза изучают предельные условия, при которых топливо самовоспламеняется, принудительно зажигается и переходит в стадию стабильного горения в энергетических установках. По словам ученых, без этих фундаментальных данных невозможно создать безопасное и эффективное топливо на основе гидратов.

«Запасы газовых гидратов существенные, особенно в северных странах, расположенных около морей и океанов. Это делает такой вид топлива перспективным для энергетики, в том числе для транспортировки на дальние расстояния. Сейчас стоимость гидратов высокая, но мы уверены, что его преимущества вызовут спрос на рынке, и, как следствие, стоимость станет приемлемой. В этом точно поможет и эффективная технология зажигания топлива на их основе», — говорит профессор научно-образовательного центра имени И. Н. Бутакова, руководитель проекта Павел Стрижак.

По словам ученых, подобные исследования ведутся в США и Японии. Однако принципиальное отличие подхода ученых ТПУ в том, что они проводят эксперименты практически со всеми возможными и наиболее перспективными схемами нагрева, что позволяет провести полный спектр исследований гидратов и получить максимум информации о специфике их горения. Такой подход реализуется впервые.

Первые проведенные эксперименты показали, что при сжигании газовых гидратов выделяется на 50-80 процентов меньше вредных выбросов оксидов азота и углерода, чем в случае с традиционным топливом — нефтью, природным газом и углем. Также ученые сравнили скорость выхода газов из двойных и одинарных гидратов. Это важный критерий для дальнейшего использования гидратов на практике: чем скорость выше, тем лучше. Выяснилось, что у двойных она выше в два-пять раз.

«Прямой конкурент гидратов на сегодняшний момент — природный газ. Технологии для работы с ним, как одним из энергоресурсов, быстро развиваются во всем мире. Государства, имеющие значительные запасы газовых гидратов, мотивированы на активные разработки технологий работы с ними с целью снижения зависимости от экспорта природного газа из других стран. Уверен, что результаты наших исследований позволят ученым и инженерам во всем мире безопасно и эффективно применять газовые гидраты в энергетическом и транспортном секторах», — добавляет Павел Стрижак.

При поддержке «Приоритета 2030» в Томском политехе появится новое исследовательское оборудование для этого проекта. В частности, дополнительные стенды, которые будут имитировать наиболее перспективные энергетические установки. На них ученые смогут отработать свою технологию.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Томский политехнический университет — старейший технический вуз в азиатской части России и один из лучших инженерных университетов страны. Входит в топ-10 национальных, топ-100 международных предметных рейтингов и участвует в программе «Приоритет 2030». ТПУ — признанный научный и образовательный центр мирового уровня в области атомной и водородной энергетики, добычи и транспорта нефти и газа, IT, неразрушающего контроля, энергетики и электротехники, электроники, нанотехнологий, биотехнологий. В нашей колонке рассказываем о последних результатах работы ученых Томского политеха. О самом главном — просто и интересно.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:43
Александр Березин

В России в рамках комплексной программы развития атомной науки, техники и технологий активно строят МБИР — Многоцелевой научно-исследовательский реактор четвертого поколения на быстрых нейтронах. Это первый в своем роде научно-исследовательский реактор в мировой практике. Почему и за счет чего именно он стал таким?

Вчера, 13:02
Дарья Губина

Ученые проанализировали содержание тяжелых элементов в современных звездах и нашли новые закономерности, которые пока можно объяснить лишь распадом еще более тяжелых элементов. Из этого следует, что древние звезды синтезировали необычайно тяжелые элементы — намного тяжелее, чем любые, обнаруженные в земной природе.

Позавчера, 11:27
Александр Березин

На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.

6 декабря
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.

5 декабря
Дарья Губина

Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.

Позавчера, 11:27
Александр Березин

На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

1 декабря
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

Danila Mikhienko
23.03.2022
-
0
+
Приятно видеть свой университет в таком авторитетном издании :3
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: