Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
13 октября
7 820

Нитка к иголке: как люди верхнего палеолита употребляли растения Армянского нагорья

3.9

Растения и материалы из них, использованные нашими дальними предками, обычно плохо сохраняются. Часто мы просто не знаем, что ели, чем шили, как лечились люди десятки тысяч лет назад. Исследование пещеры Агиту-3 раскрывает загадку.

Люди жили в пещере Агиту-3 на протяжении 15 тысяч лет / ©universiteitleiden.nl

Агиту-3 — базальтовая пещера на высоте 1600 метров над уровнем моря на юге современной Армении. Homo sapiens жили в ней очень долго: следы их пребывания найдены в слоях, датированных периодом от 24 до 39 тысяч лет назад.

Находки из Агиту-3 включают каменные артефакты, остатки животных, костяные орудия, раковинные бусы, древесный уголь, пыльцу и многое другое. По современным представлениям, через Армянское нагорье проходил один из основных путей миграции человека в Азию. Самые древние свидетельства этой миграции датируются примерно 1,8 миллиона лет назад на раннеплейстоценовом участке Дманиси в Грузии. В Journal of Human Evolution опубликована работа международной группы ученых, которые исследовали ДНК растений из отложений в Агиту-3. Они определили виды растений из пещеры и сделали выводы о том, как наши предки их использовали.

Агиту-3 / ©Anneke T.M. ter Schure et al.

Глубина пещеры составляет 11 метров, ширина — 18 метров, а высота — шесть. В ней особый микроклимат: температура достаточно ровная на протяжении года. Пещера Агиту-3 была сухой и стабильной средой с более-менее стабильным составом отложений во все эпохи своего существования. Ее отложения состоят в основном из ила, глинистых минералов, вулканического пепла и обломков базальта с потолка пещеры. Это сильно способствует сохранению следов пребывания человека, в том числе растительных остатков.

Авторы работы извлекли ДНК растений из пещерных отложений и проанализировали их. Растительные остатки выявили во всех слоях стратиграфии Агиту-3. Так как пещера не слишком глубокая, занести в нее растения мог кто или что угодно: человек, животные, ветер. Поэтому первой задачей ученых было отделить те образцы, которые использовали наши предки, от тех, что попали в пещеру без участия человека.

Археология места позволяет выделить конкретные слои, в которых найдены однозначные свидетельства пребывания людей в пещере. Авторы работы сравнили количество и разнообразие остатков растений из этих слоев с так называемыми археологически стерильными слоями (то есть теми, что не демонстрируют присутствия человека).

Раскопки пещеры / ©Senckenberg Naturmuseum Frankfurt

Как показали результаты, отложения содержали большее количество генетического материала растений в периоды интенсивного использования пещеры человеком, чем в периоды, когда люди посещали ее редко. Иными словами, почти все эти растения принесли в пещеру люди — и тем или иным образом их употребили.

Ученые смогли идентифицировать в общей сложности 43 вида растений, и только пять из них непригодны для использования человеком. Некоторые из этих растений обладают лекарственными свойствами, другие можно использовать в пищу, как ароматизатор либо средство, отпугивающее насекомых.

Наши предки, поселившиеся на Армянском нагорье, ели растения двух семейств: Brassicaceae и Amaranthaceae. Первое включает в себя капусту всех видов, в том числе дикую, которую, скорее всего, и собирали обитатели Агиту-3. Семейство амарантовых (Amaranthaceae) представлено лебедой (Atriplex sp.) и гусиной лапкой (Chenopodium sp.), оба эти растения можно употреблять в пищу.

Кроме того, исследователи нашли ДНК растений, которые можно использовать как краситель, а также волокнистые виды — из них плетут нити. Они предположили, что люди, жившие в этом регионе, использовали растения для изготовления швейных ниток или шпагата, а также для нанизывания бус из ракушек.

Несколько лет назад в пещере Агиту-3 обнаружили костяные иглы с ушком, но тогда археологи заняли осторожную позицию: нет ниток — нет и шитья. Выводы новой работы однозначны: люди верхнего палеолита приносили в свое жилище растения, из которых можно получить волокно. Волокно можно сплести в нить, а потом и окрасить ее. Значит, обитатели Агиту-3 шили — и это уже не предположение, а практически доказанное утверждение