Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
13 октября
1 031

Телескоп James Webb рассмотрел концентрические кольца пыли вокруг необычной двойной звезды

4.8

James Webb получил уникальные изображения двойной системы WR 140, на которых видны 17 неровных пылевых колец, окружающих пару звезд-гигантов, — в разы больше, чем на снимках наземных телескопов. Эти кольца возникают при взаимодействии потоков звездного ветра, исходящих от обеих звезд, и полны углерода и органики.

Слева — снимок WR 140, полученный телескопом James Webb. Справа — результаты моделирования системы / ©NASA, ESA, CSA, STScI, JPL-Caltech, University of Sydney

Новый космический телескоп рассмотрел знаменитую двойную WR 140 в невиданных прежде деталях. Он смог увидеть сразу 17 асимметричных колец пыли, окружающих пару массивных звезд, и получить их спектр. Смоделировав их вращение и потоки частиц, исходящие от участников этого тандема, ученые подтвердили свои предположения о том, как возникают такие необычные кольца. Статья об этом опубликована в журнале Nature Astronomy, коротко о работе рассказывается в пресс-релизе NASA.

Система WR 140 расположена на расстоянии примерно пяти тысяч световых лет и включает две массивные звезды. Одна из них относится к голубым гигантам спектрального класса О. Вторая — звезда Вольфа — Райе, тоже гигант, но находящийся на поздних стадиях эволюции. Она практически полностью исчерпала свои водородные оболочки и дожигает гелий, благодаря чему звезда крайне раскалена, сильно излучает и испускает мощный поток частиц звездного ветра с довольно высоким содержанием «тяжелых» элементов, включая кислород, азот и углерод. В WR 140 пара великанов находятся очень близко друг к другу, двигаясь по вытянутой орбите с периодом меньше восьми наших лет.

Звезды-гиганты WR 140 в сравнении с Солнцем / ©NASA, JPL-Caltech

Сильный звездный ветер испускают оба участника этого экстремального тандема. Каждый раз, когда они сближаются, выбрасываемые ими потоки встречаются, и высокое давление заставляет частицы конденсироваться, превращаясь в пыль. А благодаря особенностям орбитального движения звезд эти участки выглядят как серия незамкнутых концентрических колец. Наземные телескопы позволяют рассмотреть одно, максимум — два из них. Однако новая космическая обсерватория James Webb во время недавних наблюдений различила целых 17 колец, уходящих на расстояние вплоть до светового года от самой двойной системы.