Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Покойся с Марсом! 10 аппаратов, отправившихся в последний путь к Красной планете
Марс был желанным объектом исследования еще на заре космической эры человечества. Было предпринято множество попыток отправить рукотворные зонды на орбиту Красной планеты, первую из которых осуществил в 1960-м году СССР. «Марсник» – именно так называлась первая советская автоматическая межпланетная станция, потерянная еще на стадии запуска. В общей сложности к Марсу было отправлено 15 аппаратов, роверов и орбитальных зондов. Сейчас планету изучают лишь четыре из них, остальные не пережили путешествия. Space.com составил рейтинг исследователей Марса, в техническом смысле отдавших за него свои жизни.
В общей сложности к Марсу было отправлено 15 аппаратов, роверов и орбитальных зондов. Сейчас планету изучают лишь четыре из них, остальные не пережили путешествия. Space.com составил рейтинг исследователей Марса, в техническом смысле отдавших за него свои жизни.
На 10-м месте рейтинга – автоматическая межпланетная станция NASA Mariner 9. Она достигла орбиты Красной планеты 13 ноября 1971 года, составив конкуренцию советскому «Марсу-2», – первому модулю, опустившемуся на Марс. Аппарат Mariner 9 в ходе разведки смог сфотографировать 85% Красной планеты, в том числе сделать первые снимки вулкана Олимп (Olympus Mons) – крупнейшего вулкана в Солнечной системе, а также обнаружить туман в районе Южного полюса. Аппарат успел передать на Землю более 7 тыс. фотографий и держался на орбите до тех пор, пока 27 октября 1972 года контакт с ним не был потерян.
Это советские автоматические межпланетные станции (АМС) четвертого поколения космической программы «Марс». Каждая АМС включала орбитальный аппарат и посадочный модуль. «Марс-2» вышел на орбиту Красной планеты в декабре 1971 года (по другим данным, 27 ноября) и работал вплоть до 22 августа 1972 года, пока связь с ним не была потеряна. Что касается спускаемого модуля, то его попытка сесть на Марс оказалась неудачной: круто войдя в атмосферу, он разбился, упав на марсианскую поверхность. Полет «Марса-3» был более успешным. Запущенный практически одновременно с «Марсом-2» аппарат достиг орбиты Красной планеты, осуществив первую в мире и единственную в советской космонавтике мягкую посадку спускаемого аппарата. Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после ее посадки на поверхность, но прекратилась уже через 14,5 секунды, предположительно, из-за повреждений, нанесенных пыльными бурями.
Если советский «Марс-3» стал первым в истории модулем, совершившим мягкую посадку, то американский «Викинг-1» был первым аппаратом, успешно севшим и способным провести программу исследований. Он прислал на Землю первые снимки марсианского ландшафта непосредственно «из гущи событий». Оба «Викинга» провели заборы марсианской почвы для биологических исследований, ничего сенсационного в итоге не обнаружив. Что, впрочем, до сих пор некоторыми учеными оспаривается. Связь с «Викингом-1» была потеряна в 1982 году. «Викинг-2» проработал до апреля 1980 года, пока у него не вышли из строя аккумуляторы.
Миссия Mars Pathfinder, организованная NASA во второй половине 90-х, включала станцию и марсоход Sojourner («Пришелец»). Станция с ровером совершили посадку в районе долины Арес 4 июля 1997 года. Их задачей был анализ климата, атмосферы и состава марсианской поверхности. В историю космонавтики эта миссия вошла как первая удачная попытка посадить на Красную планету марсоход. Кроме того, данные, полученные в ходе миссии, подтвердили, что когда-то климат на Марсе был теплым и влажным. В последний раз связь со станцией удалось установить 27 сентября 1997 года. В 1998 году программу признали завершенной.
Запущенный в декабре 1998 года Mars Climate Orbiter был потерян для Земли в сентябре 1999-го в ходе попытки аппарата выйти на орбиту. Считается, что он распался на части в атмосфере Марса. В миссию, которая предполагала изучение погоды на Красной планете, было вложено 125 млн долларов. Позже комиссия выяснила, что гибель аппарата была вызвана путаницей между метрической системой мер и имперской (английской) системой мер, в результате которой Mars Climate Orbiter сбился с намеченного курса и вышел на более низкую орбиту, чем планировалось.
Аппарат-партнер Mars Climate Orbiter – Mars Polar Lander – погиб, как и его коллега. Он был запущен 3 января 1999 года – спустя 11 месяцев. 3 декабря он вошел в атмосферу Марса. Больше о нем ничего не известно. Задачей Mars Polar Lander была 90-дневная миссия по изучению Южного полюса Красной планеты. Эти исследования должны были дополнить работу Mars Climate Orbiter. Причины потери аппарата, как и его нынешнее местонахождение, остаются неизвестными. В ходе поздних миссий были сделаны снимки Южного полюса, где, как предполагается, покоятся останки Mars Polar Lander, однако разглядеть их пока не удалось.
Посадочный модуль Beagle 2 («Бигль-2») являлся одной из первых попыток освоения планеты исследователями Великобритании, хотя формально миссия проходила под эгидой NASA. Аппарату предстояло многое: от изучения климата и геологии до поиска следов внеземной жизни. 25 декабря 2005 года Beagle 2 совершил посадку на Марс, однако на связь так и не вышел. Разыскать его удалось только в январе 2015 года. Он был обнаружен на снимках камеры орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Как выяснилось, Beagle 2 все же сел в заданной точке, однако его работе помешали не полностью развернувшиеся солнечные батареи.
Проект Mars Global Surveyor, запущенный в 1996 году, считается одним из самых успешных марсианских проектов NASA, что позволило американцам вернуть утраченные позиции в освоении Марса. Станция не только успешно выполнила свою основную миссию, но и получила дополнительные задачи, справляясь с ними вплоть до вывода из эксплуатации в 2006 году: после плановой регулировки солнечных батарей операторы потеряли контакт с Mars Global Surveyor. За время своей службы аппарат проводил картографирование поверхности Красной планеты, наблюдал пыльные бури, работал в качестве коммутатора для марсоходов Spirit и Opportunity.
Самый молодой из марсианских аппаратов NASA, он был запущен в 2008 году. Совершив посадку на Великой Северной равнине (Vastitas Borealis), Phoenix Mars Lander пять с лишним месяцев искал на Красной планете признаки водяного льда, который, предположительно, находился чуть ниже поверхности («За водой!» – таков лозунг миссии). В итоге аппарат обнаружил лед, параллельно изучив состав марсианского грунта. С приходом марсианской зимы Phoenix Mars Lander начал слабеть, с работой не справлялся, и в ноябре 2008 года связь с ним была окончательно потеряна.
В отличие от своего «брата-близнеца» Opportunity, до сих пор бороздящего марсианские просторы, ровер Spirit так и не освоил Красную планету. На Марс он сел в 2004 году, еще до прибытия туда Opportunity, но в мае 2009 безнадежно застрял в одной из дюн. 24 мая 2011 года представители NASA заявили, что больше не будут пытаться связаться с ровером и оставят его в покое. Траурную церемонию прощания с ровером Spirit транслировало тогда телевидение американского агентства.
Специалисты Пермского Политеха представили уникальную разработку в области силовых установок — импульснотурбинный двигатель, который может изменить будущее беспилотных летательных аппаратов. Это гибридная конструкция, которая сочетает лучшие черты поршневых и турбинных технологий, и на 5-10% эффективнее по сравнению с традиционными аналогами.
Ученые экспериментально выяснили, как обнаружить на спутнике Юпитера Европе следы недавнего выхода воды на его покрытую льдом поверхность: после быстрого замерзания в этой воде должен прослеживаться минерал, который на Земле встречается в соленых озерах.
Арахнофобия, или страх перед пауками, — одна из самых распространенных фобий. Люди боятся и испытывают неприязнь к этим членистоногим по множеству причин, в том числе из-за характерной внешности и возможности ядовитых укусов. Но токсичность пауков от вида к виду сильно разнится: если одни могут вызвать серьезные последствия, другие для человека неопасны. Недавно ученые постарались выяснить, с чем это связано.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Специалисты Пермского Политеха представили уникальную разработку в области силовых установок — импульснотурбинный двигатель, который может изменить будущее беспилотных летательных аппаратов. Это гибридная конструкция, которая сочетает лучшие черты поршневых и турбинных технологий, и на 5-10% эффективнее по сравнению с традиционными аналогами.
Исследователи МФТИ установили, что высокометастатические клетки после нескольких циклов миграции в стесненном пространстве, имитирующем поры соединительной ткани, окружающей опухоль, приобретают устойчивость к химиотерапии. Результаты исследования впервые показали, что клетки тройного негативного рака молочной железы после нескольких циклов такого проникновения увеличивали свою агрессивность и устойчивость к лекарствам.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии