10.10.2015, 07:20
Руслан Зораб

Им нужен наш мозг: Самые страшные инфекции головы

Недавно СМИ всколыхнула новость из Кореи (другие источники сообщают, что дело было на Тайване) о местной студентке, которая лишилась зрения после того, как несколько месяцев не вынимала из глаз контактные линзы. По словам врачей, жившие в ее глазах амебы начали питаться роговицей, повредив сетчатку.

182605629_84e9170f97_b

Подлинность информации неизвестна, однако ученые смогут перечислить достаточное количество современных инфекций, облюбовавших в качестве места обитания голову человека. К примеру, обитающую в пресных водоемах неглерию Фоулера (Naegleria fowleri), которая попадает в мозг человека через нос, пока он купается. О самом страшном, что может поселиться в человеческой голове, читайте на Naked Science.

Амебы из аквапарка

Паразита приносят мухи

Паразит, использующий людей в качестве инкубатора, вызывает онхоцеркоз, или речную слепоту. Возбудитель заболевания – гельминт Onchocerca volvulus – встречается в основном в Африке, где его переносят мухи. Насекомые кусают человека, одновременно передавая ему червя, который откладывает внутри человеческого тела личинки. Они поселяются под кожей, вызывая при этом сильный зуд. Погибающие личинки становятся причиной «встряски» иммунитета, из-за чего разрушаются ткани человека. В том числе его глаза. Проще говоря, носитель полностью слепнет. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, сегодня в мире от гельминта страдают более 17 млн человек. Существующие препараты могут облегчить страдания и даже предотвратить слепоту, но полностью от паразита они не избавят.

Пожиратель людей

«Пожиратель людей» – так в переводе с латинского звучит название личинок мясной мухи Cochliomyia hominivorax. Как правило, мухи откладывают их в организмах крупных животных вроде коров и лошадей, однако не побрезгуют и оказавшимся рядом человеком. Личинки, покрытые ворсистой «резьбой», по виду напоминают шуруп и довольно резво прокладывают путь в человеческой или животной плоти. В помощь у них также есть небольшие «клыки». Одна муха может отложить в тело до 500 яиц будущих личинок за раз. Часто выбирая при этом голову своей жертвы: нос и рот. В 1883 году был зафиксирован первый известный случай смерти человека от Cochliomyia hominivorax.

Бактерии заставят плакать кровью

Одной из причин заболевания самой тяжелой формой менингита также являются паразиты. По оценке медиков, бактериальный менингит наиболее смертелен. Бактерии проникают в мозговые оболочки, в результате чего происходит отек и последующее давление тканей на мозг, поскольку кости черепа расшириться не могут. Человек становится вялым, теряет сосредоточенность и в итоге впадает в кому. Один из заметных симптомов бактериального менингита – ригидность затылочных мышц. Человек не может коснуться подбородком груди. Еще один признак – подкожные кровоизлияния. При запущенной болезни человек начинает буквально плакать кровью, так как в глазах начинают лопаться кровеносные сосуды.

Гриб головного мозга

Многие бактерии и грибки, живущие на коже человека, даже в какой-то мере помогают ему, сохраняя химический баланс. Однако бывает, что они выходят из-под контроля. В случае с инфекцией мукормикоза (rhinocerebral mucormycosis) человек может заразиться ею, случайно вдохнув грибковые споры. В первую очередь угроза существует для людей с ослабленным иммунитетом, например, страдающих сахарным диабетом или перенесших трансплантацию органов. Заболевание сопровождается невероятно сильными болями в области лица, кожными язвами и проблемами со зрением. В конечном итоге лицо инфицированного чернеет из-за отмирающих тканей. Грибок может распространяться в крови и мозгу человека. К счастью, случаи поражения эти грибком людей достаточно редки.