Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
8 интересных фактов о миссии «Аполлон-13»
11 апреля исполняется 46 лет со дня запуска «Аполлона-13», предназначавшегося для изучения Луны, но так и не выполнившего свою миссию. В историю космонавтики этот полет вошел как несчастливый: жизнь продемонстрировала астронавтам все свои черные полосы. Но, несмотря на это, экипаж выжил и вернулся на Землю.
1. «Хьюстон, у нас проблема». Вошедшая в классику космических полетов фраза принадлежит астронавту Джеку Свайгерту (в известном фильме Рона Ховарда его сыграл Кевин Бэйкон), впрочем, иногда ее приписывают капитану экипажа Джеймсу Ловеллу. На самом деле легендарная фраза звучала несколько иначе: «Houston, we’ve had a problem», что дословно значит: «Хьюстон, у нас здесь была проблема», в прошедшем времени. Известность фраза получила не после инцидента с «Аполлоном-13», а как раз после выхода на экраны фильма, слоганом которого она и была.
2. Астронавт Джек Свайгерт, сообщивший в ЦУП о проблеме, попал на борт «Аполлона-13», можно сказать, случайно. Он был резервным пилотом и присоединился к основному экипажу лишь за 48 часов до старта, сменив Томаса Кеннета Маттингли, у которого было подозрение на краснуху. Маттингли сняли с полета, несмотря на протесты командира экипажа Джеймса Ловелла. Зато Маттингли принял участие в спасательной операции с Земли, поскольку хорошо знал «Аполлон-13».
3. Целью миссии «Аполлон-13» была третья по счету высадка на Луне. Однако была еще одна задача: изучение лунного кратера Фра Мауро, названного так в честь венецианского картографа и монаха. Он находится на видимой стороне Луны и, предположительно, был сформирован из выброса или обломков пород, образовавшихся в результате столкновения с крупным метеоритом. Через год этот кратер был изучен в ходе миссии «Аполлон-14».
4. Число 13 в названии космического корабля стало не единственным «дурным знаком» миссии. Корабль был запущен 11 апреля, а о первом взрыве на нем астронавты сообщили 13 апреля. Экипажу предстояло выполнить процедуру криогенного перемешивания в кислородных и водородных баках. Сработал датчик, сигнализировавший о повышении уровня жидкого кислорода. Как раз в это время шла трансляция на Землю, и было решено дождаться ее окончания. Взрыв кислородного бака № 2 и выход из строя двух из трех имеющихся батарей топливных элементов оставили отсек экипажа командного модуля «Одиссей» без электроснабжения. Высадка на Луну стала невозможной, а жизнь экипажа «Аполлона-13» оказалась под угрозой.
5. Взрыв был только началом проблем. Экипаж перешел из «Одиссея» в лунный модуль «Аквариус», и было принято решение о возвращении на Землю. Однако все было не так просто. Коррекция для свободного возврата была проведена успешно, но предстоял еще сложный путь домой в условиях нехватки электричества, воды и кислорода. Лунный модуль был рассчитан на работу двух людей в течение полутора суток, но теперь он должен был обеспечивать трех человек в течение уже четырех суток.
6. Ежедневные потребности астронавтов были скорректированы не только в плане питья. Справлять малую нужду им тоже стало сложнее. Дело в том, что из-за опасений нарушить курс корабля, им категорически запретили выбрасывать мочу за борт. Вместо этого они должны были крепить ее, собранную в пластиковые пакеты, с помощью скотча к стенкам модуля.
7. В результате четырехдневного пути домой астронавты были обезвоженными и простуженными, а пилот лунного модуля Фред Хейз к тому же «заработал» почечную инфекцию. Перед посадкой на Землю астронавты собрали в модуле «Одиссей» балласт, в числе которого оказалась табличка, которую должны были установить на Луне. Ее взял на память командир Ловелл. 17 апреля экипаж приземлился в Тихом океане. Технические проблемы были изучены, и следующие астронавты уже не сталкивались с подобными трудностями. Однако кроме проблем и необходимости тщательной подготовки миссия наглядно показала возможность успешного выхода из, казалось бы, самой катастрофической ситуации, если при этом не паниковать и не терять присутствие духа.
8. Капитан корабля Джеймс Ловелл стал одним из 24 человек, летавших на Луну. В 1973 году, спустя три года после миссии «Аполлон-13», он уволился из космического агентства, перейдя в компанию Bay-Houston Towing Company, которую позже возглавил. Он также работал со скаутами, став президентом национальной ассоциации. О своем полете Ловелл позже написал книгу «Потерянная Луна: опасная миссия «Аполлона-13». Джек Свайгерт, также оставивший полеты в космос в 1973-м, занял должность исполнительного директора Комитета по науке и астронавтике в Конгрессе США. Позже он окончательно простился с NASA, уйдя в бизнес (Свайгерт стал вице-президентом International Gold and Minerals Limited), а позже – в большую политику. В 1982 году в ходе очередной избирательной кампании у Свайгерта была обнаружена злокачественная опухоль в носовом проходе. Он умер в возрасте 51 года и был похоронен на кладбище города Уит Ридж в Колорадо. Что касается Фреда Хейза, то он еще долгое время продолжал работать в NASA, приняв участие в миссии «Аполлон-14» (дублирующий состав), а затем в программе «Шаттлов». В частности, он был одним из командиров Enterprise. В 1979 году он все же покинул космическое агентство, перейдя в компанию Grumman Aerospace Corporation, где работал летчиком-испытателем вплоть до выхода на пенсию в 1996 году.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии