Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
24.10.2018
Редакция Naked Science

Жизнь у красных карликов осложняют смертоносные вспышки

Молодые красные карлики оказались невероятно активны: они выбрасывают вспышки такой силы и частоты, что потенциальной жизни у этих звезд должно быть особенно нелегко.

redwarf0

Три четверти звезд Млечного Пути — мелкие и сравнительно холодные красные карлики М-класса. Светят они неярко, зато способны сохранять стабильность, теоретически, вплоть до десятков триллионов лет. Все это делает их экзопланеты перспективными кандидатами на развитие жизни. Однако авторы новой статьи, опубликованной в The Astrophysical Journal, показали, что красные карлики могут оказаться крайне опасными для жизни светилами.

Парк Лойд (Parke Loyd) и его коллеги изучают красные карлики и их окрестности в рамках специализированной программы работы космического телескопа Hubble — HAZMAT (HАbitable Zones and M dwarf Activity across Time, «Зоны обитаемости и активность М-карликов во времени»). В самом деле, умеренные и стабильные красные карлики предоставляют своим планетам комфортные области, в которых температура не слишком высока и не слишком низка, позволяя сохраняться жидкой воде — одному из ключевых условий жизни. Однако влагой потребности биохимической эволюции не исчерпываются.

Безопасность развития, пожалуй, важна не менее, и вот с ней у жизни на таких планетах могут быть проблемы. Наблюдения, проведенные по программе HAZMAT в дальнем УФ-диапазоне, позволили рассмотреть поверхности 12 молодых красных карликов, расположенных на расстоянии от 120 до 165 световых лет. И менее чем за сутки мониторинга на них было зарегистрировано целых 18 мощных вспышек, энергия десяти из которых превысила 1023 Дж — количество, поступающее на Землю от спокойного Солнца за целую неделю. А самая мощная даже получила собственное название — Hazflare — и составила 1025 Дж.

«Мы наблюдаем Солнце сотни лет и за все это время увидели одну, может, две вспышки, энергия которых хотя бы приближается к Hazflare, — говорит Парк Лойд. — При этом мы поймали Hazflare меньше чем за сутки наблюдений Hubble за этими молодыми. Значит, такие вспышки происходят там ежедневно, а то и чаще». Если молодые красные карлики действительно проявляют такую бурную активность, то для жизни в их окрестностях это может представлять большую проблему. Эти вспышки способны «сдувать» атмосферу, обедняя и ослабляя ее.

С другой стороны, это еще не приговор. Да, условия на таких планетах должны быть суровее, чем на нашей уютной Земле, однако они еще не за пределами возможного, и жизнь вполне способна приспособиться к ним. «Это, конечно, жесткая среда, — говорит Парк Лойд, — но я бы не стал говорить, что она стерильна». Кроме того, красные карлики возрастом старше нескольких сотен миллионов лет на средних и поздних этапах существования уже «успокаиваются» и не демонстрируют таких опасных вспышек.

Ученые смогли выделить остатки хлорофилла из окаменевших клеток, обнаруженных в бассейне реки Конго. Возраст этого образца оценивается в 1 миллиард лет, что делает его одной из самых древних известных многоклеточных водорослей.