Земная атмосфера может побить исторический рекорд по содержанию углекислоты — Naked Science

Земная атмосфера может побить исторический рекорд по содержанию углекислоты

Подобное было в триасовом периоде, когда по планете бродили первые динозавры, а солнце светило тусклее, чем сейчас.

yrov2278_ejw_1280

В ближайшие сто–двести лет содержание углекислого газа в атмосфере рискует превысить отметку триасового периода (200 миллионов лет назад). Если человечество продолжит сжигание любого экономически рентабельного ископаемого топлива, то XXIII век окажется самым теплым за 420 миллионов лет. К таким неутешительным выводам пришли ученые нескольких университетов Англии и США, о чем опубликовали статью в журнале Nature Communications.

В исследовании были задействованы образцы окаменелых растений, океанических и сухопутных осадочных пород — всего около 1200 проб, разнесенных по времени на полмиллиарда лет. «Мы не можем прямо замерить концентрацию углекислого газа миллионы лет назад. Вместо этого мы прибегаем к анализу данных из имеющейся геологической летописи. В этом исследовании мы скомпилировали все публично доступные данные из различных источников для получения информации об уровне углекислоты в древности», — заявил Гэвин Фостер (Gavin Foster), лидер команды исследователей и профессор Университета Саутгемптона.

В норме содержание диоксида углерода в атмосфере Земли колеблется от 200–400 частей на миллион в холодные периоды и до 3000 — в теплые. Сейчас наша планета переживает холодный период, и содержание углекислого газа в атмосфере к началу индустриальной эпохи всего полтора века назад было около 250 частей на миллион. Однако за последние десятилетия оно выросло более чем в полтора раза и в 2016 году составило 405 частей на миллион. Существенное значение имеет скорость изменений: если в отдаленном прошлом климатические пертурбации занимали миллионы лет, то сейчас они происходят на глазах двух–трех поколений людей.

Изменение содержания углекислого газа и солнечной яркости. На верхнем графике синими кружками обозначены отдельные пробы углекислоты, непрерывной синей линией  — полученная по ним усредненная кривая. На черном «штрих-пунктире» черным цветом обозначены оледенения, белым — эпохи потепления.

Кроме содержания углекислого газа в атмосфере на ее температуру влияют и другие факторы. «В результате ядерных реакций в звездах, подобных нашему Солнцу, с течением времени они становятся ярче, — добавляет соавтор статьи Дэн Лант (Dan Lunt), профессор климатологии Университета Бристоля. — Это значит, что, хотя концентрация углекислого газа сотни миллионов лет назад и была высока, потепление в итоге оказывалось меньшим. Уровень CO2 долго снижался со средней скоростью 3–4 промилле на миллион лет. Это немного, но этого достаточно, чтобы компенсировать рост солнечного тепла».

Если человечество продолжит сжигать все доступное топливо, то, по мнению авторов работы, в 2250 году концентрация углекислого газа достигнет 2000 частей на миллион — уровень, наблюдавшийся на Земле в триасовом периоде. Профессор Фостер добавляет: «Но поскольку тогда солнце светило тусклее, итоговое воздействие на климат было меньшим, чем то, что получится сейчас». Эффект может быть совершенно неожиданным и не имеющим аналога в истории Земли.