Водоросли с измененной ДНК научили синтезировать любые химсоединения - Naked ScienceNaked Science
20.05.2016, 20:27
Naked Science

Водоросли с измененной ДНК научили синтезировать любые химсоединения

Специалисты Копенгагенского университета (Дания) разработали методику синтезирования сложных химических соединений из генетически модифицированных микроводорослей. Открытие может лечь в основу широкого круга эффективных, экологически чистых и экономичных промышленных производств.

il_fullxfull

Сущность технологии заключается в переадресации энергии, которая вырабатывается в ходе фотосинтеза, в модифицированную часть клетки микроводоросли. Запуск последней активирует процесс создания необходимых химических веществ. Таким образом, механизм представляет собой контролируемый биосинтез под воздействием света, воды и углекислого газа.

По словам исследователей, метод может быть применен в различных отраслях: от выпуска лекарств для химиотерапии и биопластиков до пищевых и ароматических компонентов.

«Например, противораковый препарат Таксол включает в себя ингредиент, который естественным образом вырабатывается в коре тиса. Добыча этого вещества трудоемка, что делает продукт дорогим. Если мы задействуем для той же цели водоросли, проблема потеряет актуальность», — заявила постдок Агнешка Нильсен.

Более полно, по мнению ученых, потенциал разработки способно раскрыть превращение цикла в замкнутую экосистему. В частности, вода, используемая в качестве питательной среды для водорослей, может быть заменена на сточные отходы, что сделает механизм еще более бюджетным и базирующимся на полностью возобновляемых источниках энергии.

Ключевым недостатком технологии остается повышенная зависимость микроводорослей от результатов фотосинтеза: для поддержания жизнедеятельности им необходимо направлять большую часть сформированных запасов на собственные нужды. Уже сейчас, однако, методика может оказаться полезной для продуцирования особо ценных соединений в ограниченных количествах, в том числе для медицины.