Величайшие птицы в истории оказались практически слепы — Naked Science

Величайшие птицы в истории оказались практически слепы

Палеонтологи изучили черепа эпиорнисов, которые считаются крупнейшими из живших на Земле птиц, и показали, что те были полуслепыми и вели ночной образ жизни.

bird0

Жившие на Мадагаскаре еще несколько столетий назад эпиорнисы («слоновые птицы») считаются крупнейшими из когда-либо существовавших птиц: они могли вырастать выше трех метров и набирать массу более полутонны. Предположительно, их исчезновение связано с человеком, хотя эта гипотеза нередко подвергается критике: так, показано, что эпиорнисы сосуществовали с людьми достаточно долго.

Объяснить это может новая статья, опубликованная в журнале Proceedings of the Royal Society B. Авторы ее, работая под руководством профессора Техасского университета в Остине Джулии Кларк (Julia Clarke), провели анализ имеющихся останков черепа эпиорнисов, показав, что области, связанные с восприятием и анализом зрительной информации, были у этих птиц практически неразвиты. Это, по мнению ученых, может указывать на исключительно ночной образ жизни полуслепой птицы.

В самом деле, череп у птиц прилегает к мозгу достаточно плотно, и рельеф его внутренней поверхности (эндокран) отражает развитие внешней поверхности мозга. Это позволило Джулии Кларк и ее коллегам использовать компьютерную томографию и рассмотреть ключевые структуры мозга у двух видов эпиорнисов, а также родственных им современных и вымерших видов. Ученые показали, что на фоне большинства из них «слоновые птицы» выделяются почти полным отсутствием зрительной доли.

©John Maisano, University of Texas at Austin

До сих пор считалось само собой разумеющимся, что эпиорнисы, как и близкие к ним крупные птицы современности — страусы и эму, — были дневными животными. Однако проведенный не так давно анализ их ДНК указал на родство с нелетающими киви, которые ведут ночной образ жизни. У киви с их крайне слабым зрением оптические доли мозга также практически полностью неразвиты. С другой стороны, и у киви, и у более крупного из изученных эпиорнисов хорошо выражены обонятельные доли.

Это может указывать на адаптированность к жизни во влажных тропических лесах. Умело скрываясь в ночной темноте мадагаскарских джунглей, эпиорнисы могли редко попадаться на глаза людям. Этот фактор способен объяснить достаточно долгое сосуществование на острове гигантских птиц и людей, которые на них охотились, а в итоге все же уничтожили поголовно.