Величайшие птицы в истории оказались практически слепы — Naked Science
31.10.2018
Редакция Naked Science

Величайшие птицы в истории оказались практически слепы

Палеонтологи изучили черепа эпиорнисов, которые считаются крупнейшими из живших на Земле птиц, и показали, что те были полуслепыми и вели ночной образ жизни.

bird0

Жившие на Мадагаскаре еще несколько столетий назад эпиорнисы («слоновые птицы») считаются крупнейшими из когда-либо существовавших птиц: они могли вырастать выше трех метров и набирать массу более полутонны. Предположительно, их исчезновение связано с человеком, хотя эта гипотеза нередко подвергается критике: так, показано, что эпиорнисы сосуществовали с людьми достаточно долго.

Объяснить это может новая статья, опубликованная в журнале Proceedings of the Royal Society B. Авторы ее, работая под руководством профессора Техасского университета в Остине Джулии Кларк (Julia Clarke), провели анализ имеющихся останков черепа эпиорнисов, показав, что области, связанные с восприятием и анализом зрительной информации, были у этих птиц практически неразвиты. Это, по мнению ученых, может указывать на исключительно ночной образ жизни полуслепой птицы.

В самом деле, череп у птиц прилегает к мозгу достаточно плотно, и рельеф его внутренней поверхности (эндокран) отражает развитие внешней поверхности мозга. Это позволило Джулии Кларк и ее коллегам использовать компьютерную томографию и рассмотреть ключевые структуры мозга у двух видов эпиорнисов, а также родственных им современных и вымерших видов. Ученые показали, что на фоне большинства из них «слоновые птицы» выделяются почти полным отсутствием зрительной доли.