В самых экстремальных экологических нишах обнаружены гигантские вирусы — Naked Science

В самых экстремальных экологических нишах обнаружены гигантские вирусы

Открытые недавно вирусы Tupanvirus имеют рекордно большие размеры и сложный геном, заставляя снова задуматься о том, где пролегает граница между живым и неживым.

virus0

Два новых и крайне необычных вируса обнаружили Дидье Ро (Didier Raoult) и его коллеги из Франции и Бразилии, дав им родовое имя Tupanvirus, в честь божества-творца одного из местных племен. Видовые имена обоих вирусов отражают экстремальные условия их обитания. Tupanvirus deep ocean указывает на глубокие воды океана, Tupanvirus soda lake – на едкое щелочное озеро. Но даже не это самое необычное в новых вирусах.

В статье, опубликованной журналом Nature Communications, ученые отмечают, что хвостатые вирусные частицы могут достигать действительно гигантских размеров: до 2,3 мкм, а их ДНК содержит порядка 1,5 млн оснований, чего достаточно для кодирования 1425 средних белков. Это больше, чем у многих бактерий и любых известных вирусов, включая знаменитое семейство Mimiviridae, представители которых имеют размеры до 0,4 мкм и содержат до 1,3 млн оснований ДНК.

Вирусы Tupanvirus soda lake под электронным микроскопом / ©Federal University of Minas Gerais

Стоит добавить, что Tupanvirus заражают широкий спектр простейших микроорганизмов, таких как амебы, однако для человека совершенно безопасны. Интересны они другим: столь крупные и сложные вирусы заставляют еще раз поднять старый вопрос о том, считать ли этих эндопаразитов живыми.

Прежде, не обнаружив в них ничего, что могло бы обеспечить жизнеспособность вне хозяйских клеток, их обычно исключали из «по-настоящему живого». Однако в начале XXI в. у Mimiviridae и других гигантских вирусов были обнаружены гены, необходимые для трансляции и транскрипции ДНК, ее репликации и репарации – то есть основных процессов, вовлеченных в копирование генома, исправление мутаций, синтез белков.

Это открытие сделало границу между живым и неживым снова размытой, а новые Tupanvirus лишь подливают масла в огонь. Хотя и у них нет полного комплекта генов, необходимых для белкового синтеза, почти треть генов, определенных учеными, оказались совершенно неизвестны. Возможно, их изучение поможет восстановить старую добрую границу между живым и неживым, надежную и спокойную.