Открыт новый вирус-гигант

Находка возобновила спор о месте гигантских вирусов на эволюционном древе. Вирусы это или утратившие способность к самостоятельному размножению живые клетки?

Австрийские микробиологи открыли вирус, выделяющийся на фоне сородичей размерами и сложностью устройства. «Рекордсмен», обнаруженный в сточных водах городка Клостернойбург на востоке Австрии, имеет диаметр около 400 нанометров и размер генома 1570 тысяч пар нуклеотидов (355 генов). В честь места обнаружения вирус назвали Klosneuvirus. О находке сообщает журнал Science.

Вирус был обнаружен при помощи арсенала методов метагеномики. Попросту говоря, геном вируса собрали по частям из фрагментов, находившихся во взятых пробах. Такой подход позволяет исследователям изучать набор генов всех микроорганизмов, находящихся в образце среды без их культивирования в лабораторных условиях. Сами авторы работы оценивают находку как состоявшийся факт и сообщают о вероятном обнаружении трех родственных видов в близлежащем районе.

Открытие вновь разожгло спор о том, являются ли периодически открываемые в последние полтора десятка лет гигантские вирусы вирусами в строгом смысле этого слова или перед нами бывшие живые клетки, когда-то ставшие паразитами и на долгом эволюционном пути растерявшие изрядную часть генетической информации вместе с теми приспособлениями, которые кодировало «выброшенное». В таком случае логичным выглядело бы их выделение в отдельный домен, равноправный с бактериями, эукариотами и археями.

Размеры некоторых известных вирусов

Вирус полиомиелита~30 нм
Вирус Зика~45 нм
Аденовирус~90 нм
ВИЧ-1~120 нм
Мимивирус~400 нм

Действительно, большинство вирусов значительно меньше клеток, в которые внедряется, и обладает весьма скромным размером генетического материала. Некоторые виды птичьих и свиных вирусов для размножения обходятся всего двумя генами против тысяч даже у заурядной бактерии. Так, например, всем известная кишечная палочка содержит 4400 генов — и это еще не рекорд. Известные вирусы-гиганты (первый открыт в 2003 году, а всего их описано около полдюжины) содержат порядка одной–двух тысяч генов каждый, что явно превосходит число, минимально необходимое для «захвата» клетки и последующего ее использования. Некоторые организмы, заведомо способные к самостоятельной жизни и размножению, обходятся меньшим.

Скептики не видят в четвертом домене необходимости, объясняя генетическую избыточность вирусов-гигантов заимствованием материала хозяев. Так, Евгений Кунин (Национальный центр биотехнологической информации, Бетесда, Мэриленд) называет «кристально ясным» то, что вирусы-гиганты принадлежат к группам, включающим в себя и куда более мелкие формы. В целом, к этой точке зрения склоняются и сами авторы открытия. Объединившись с коллегами, они показали, что гигантские вирусы постепенно заимствовали генетический материал у разных хозяев. «Нет никаких доказательств существования четвертого домена, и этот документ подтверждает это», — говорит Кертис Сатл, вирусолог из Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада).

Кроме того, скептики ставят под сомнение сам факт открытия. Микробиолог Дидье Рауль (Didier Raoult) из Университета Марселя замечает, что прежде, чем делать выводы об эволюции на основании генома, неплохо бы увидеть его обладателя. Последовательность генов сама по себе является незначительным аргументом: они часто меняются местами и претерпевают другие изменения, маскирующие их происхождение.

Аватар пользователя AlexBran