В России запущена первая «городская» линия квантовой связи
16.06.2016

В России запущена первая «городская» линия квантовой связи

894455c6014eec57c383167ffd710b58_1

Специалистам из негосударственной исследовательской организации «Российский квантовый центр» удалось запустить первую в России настоящую линию квантовой защищенной связи. Речь идет о 30-км линии, предназначенной для решения коммерческих задач. Она соединила два здания Газпромбанка в российской столице. Криптографическую информацию передали 31 мая этого года.

Работы в рамках новой системы квантовой связи стартовали в 2014 году: помощь специалистам «Российского квантового центра» оказали Газпромбанк и российское Министерство образования и науки. Общий объем инвестиций в проект составил 450 млн рублей, в качестве научного руководителя проекта выступил Александр Львовский. Впоследствии в рамках реализации программы была создана компания QRate: ее руководителем стал Юрий Курочкин.

Российский проект, по словам принявших в нем участие ученых, отличается от аналогичных разработок из других стран. В нем использовались не специально созданные линии квантовой связи, а обыкновенные оптоволоконные линии. Иными словами, технологию можно широко применять, и для этого не нужны будут существенные переделки.

Сами исследователи полагают, что это чрезвычайно важное событие, в очередной раз подтверждающее значимость фундаментальной науки для всех нас. Гендиректор «Российского квантового центра» Руслан Юнусов говорит, что испытание стало наглядной демонстрацией того, как квантовая физика меняет жизнь простых людей. Специалист также отметил, что сейчас в «Российском квантовом центре» кипит работа над другими проектами, которые смогут изменить мир. В целом, успех российских исследователей стал весьма показательным, и ряд других организаций уже заинтересовались их услугами. Среди них, в частности, Сбербанк.

Основой современных квантовых технологий выступает феномен квантовой запутанности. Данное явление полностью исключает вероятность незаметного прослушивания. Это достигается за счет законов квантовой механики, запрещающих «клонирование» состояния частиц света. Работы над чем-то подобным сейчас активно ведутся в Китае, Европе и США.

Напомним, ранее СМИ сообщали о том, что КНР может стать первой страной, запустившей спутник квантовой связи. Это должно произойти в 2016 году. Предполагается установка связи между искусственным спутником и одним из наземных объектов. Добавим, что до конца этого года Китай также планирует запуск квантовой коммуникационной линии, которая соединит Пекин и Шанхай.

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.