В реках Арктического бассейна наблюдается увеличение зимне-весеннего стока — Naked Science
ТюмГУ

В реках Арктического бассейна наблюдается увеличение зимне-весеннего стока

Тюменские ученые исследовали новое явление – рост стока северных рек зимой и ранней весной.

Река Лена
Река Лена / ©orybe.com

«Рост зимне-весеннего стока может быть следствием увеличения грунтового питания из-за деградации вечной мерзлоты в бассейнах рек, – сообщил доцент кафедры моделирования физических процессов и систем ТюмГУ Виктор Геннадиник.

– В речных бассейнах, лежащих в области массивно-островного и сплошного распространения многолетних мерзлых пород, влияние глобального потепления на расход воды наиболее явно проявляется зимой. Наблюдающийся сегодня рост стока в северных реках является маркером изменения криологических условий и связан с таянием подземных льдов».

В своей работе ученые использовали данные многолетних наблюдений Росгидромета, R-ArcticNET и Arctic Great Rivers Observatory Project.

Математическая модель, построенная исследователями с учетом типизации зон многолетних мерзлых пород, отразила зависимость стока от криологических условий водосбора. А еще показала ускоренную деградацию островной мерзлоты и рост доли прерывистой мерзлоты за счет интенсивного перехода в это состояние участков сплошной мерзлоты.

В частности, виден аномальный рост стока (1,5–2 раза) в феврале–апреле в конце прошлого и в текущем столетии в низовьях реки Лена.

«Реки, являются удобными и доступными для наблюдения объектами, потому что они аккумулируют потоки вещества с больших территорий. Их характеристики являются следствием всего многообразия процессов, проходящих в бассейнах рек, и, соответственно, позволяют судить об этих процессах», – пояснил Виктор Геннадиник.

Для уточнения модели необходимо привлечение дополнительных актуальных данных и корректировка существующих геокриологических условий северных рек.

ТюмГУ

Китай достиг прогресса в разработке ракеты-носителя, которая сможет запустить пилотируемый космический корабль на Луну. Предполагается, что его грузоподъемность составит примерно 100 тонн.

Менее чем в километре от стен погибшего города Помпеи нашли отлично сохранившуюся церемониальную повозку.

Анализ ископаемых останков гигантского динозавра, обнаруженных в 2014 году в Патагонии, показал, что этот зауропод принадлежит к ранее неизученному виду. Кроме того, он оказался одним из древнейших представителей своего рода — титанозавров.