В Индии обнаружены следы водорослей возрастом 1,6 млрд лет — Naked ScienceNaked Science
15.03.2017, 07:30
Naked Science

В Индии обнаружены следы водорослей возрастом 1,6 млрд лет

Окаменевшие отпечатки древнейших водорослей отодвинули появление сложных эукариотических организмов еще на 400 млн лет в прошлое.

vodoros2

По словам авторов, следы сохранились на удивление хорошо, позволяя различить органеллы и компартментализацию, «разделение» клетки на внутренние мембранные структуры, характерные именно для эукариот, но не для более простых и древних бактерий или архей. Хорошая сохранность позволила даже выделить два отдельных вида красных водорослей в древних отложениях. Крупные клетки Rafatazmia chitrakootensis заполнены дисковидными структурами, которые, возможно, являются хлоропластами, несущими пигменты фотосинтеза. С ними соседствуют более округлые водорослевые клетки, получившие название Ramathallus lobatus.

Фрагменты водоросли Rafatazmia chitrakootensis под рентгеновским микроскопом; цветом выделены потенциальные хлоропласты / ©Stefan Bengtson et al., 2017

Прежде появление прямых предков всех растений, животных и других эукариотических таксонов относили к 1,2 млрд лет назад – древнейшими считались остатки красных водорослей Bangiomorpha pubescens. Они полагались первыми представителями по-настоящему сложной многоклеточной жизни, появившимися вскоре после того, как симбиоз архей и цианобактерий позволил появиться предкам эукариот. Новая находка может отодвинуть этот момент намного дальше в прошлое, хотя даже авторы работы признают, что стопроцентной уверенности в такой интерпретации древних индийских отложений пока нет.