Ученые установили, почему разрушается один из крупнейших ледников — Naked Science
02.11.2017

Ученые установили, почему разрушается один из крупнейших ледников

Самый большой ледник Восточной Антарктики становится тоньше из-за усилившихся ветров. Если ледник опустится в океан, средний уровень воды может подняться на два метра.

pp-totten-glacier-pa

Исследователи из США и Австралии пришли к выводу: ускорять разрушение ледника Тоттен в Восточной Антарктике может ветер. Потоки воздуха направляют к леднику теплую воду океана, которая подтачивает нижнюю часть ледяной массы. В прошлом году ученые заявили: если ледник Тоттен полностью сползет в воду, уровень океана поднимется не менее чем на два метра.

Ледник Тоттен — крупнейший из ледников Восточной Антарктики.

Водосборный бассейн ледника по площади сравним с территорией Франции и охватывает около 538 000 км2. Длина в поперечнике равна около 750 км, протяженность — около 1100 км. Это шельфовый ледник: он «стекает» от берега в море. Более тонкий плавучий шельф удерживает на месте массивную береговую часть. Верхний слой воды вокруг шельфа — его собственная растаявшая вода. Под ней находится другой слой, более теплый и соленый. Чаще всего они не смешиваются, но иногда теплая вода может подниматься и проникать в углубления в нижней части шельфа.

Авторы новой работы исследовали 629 пар спутниковых снимков территории, сделанных спектрорадиометром MODIS на протяжении нескольких лет. Изменения территории сопоставили с данными о направлении ветров и движении морского льда в этот период. Выяснилось, что ветры влияют не только на горизонтальное, но и на вертикальное перемещение масс воды. Когда часть воды у поверхности смещается в определенном направлении, «пустоту» заполняет масса, поднявшаяся снизу. Исследователи обнаружили, что вода перемешивается в среднем через 19 месяцев после сильного воздействия ветров.

Ученые ожидают, что в будущем ветры Восточной Антарктики станут еще сильнее из-за глобального потепления. В результате шельф может истончиться и ледник сползет в океан, подняв уровень воды.

Ранее ученые подтвердили: повышение температур в Арктике привело к более холодным зимам в Европе и России.

Космическая сказка-эпопея «Звездные войны» после своего появления более 40 лет назад стала не только уникальным культурным феноменом, но и любопытным пророчеством в области астрономии. Только в начале XXI века ученые нашли несколько экзопланет, находящихся в системах двойных звезд, совсем как Татуин, где родился Энакин Скайуокер. Правда, до недавнего времени механизм возникновения таких массивных объектов оставался загадкой — ведь одно из светил должно было буквально разбрасывать вещество протопланетного диска, не давая планетезималям в нем формироваться.