18.07.2016
Редакция Naked Science
1 110

Ученые рассказали о природе видений во время клинической смерти

Исследователи попытались выяснить природу видений, возникающих при клинической смерти. Как известно, многие связывают это явление с «загробной жизнью».

Клиническая смерть является обратимым этапом умирания, переходным периодом между жизнью и биологической смертью. На данном этапе происходит прекращение деятельности сердца, а также процесса дыхания. Можно наблюдать исчезновение всех внешних признаков жизнедеятельности организма. Во время клинической смерти иногда фиксируются странные явления, которые наука пока не может полностью объяснить. Ряд людей, после того как пришли в сознание, вспоминали, что «летали» над собственным телом. Другие утверждали, что общались с умершими родственниками. Одним из атрибутов подобного явления может быть тоннель с ярким светом, словно притягивающий человека к себе.

Но какова же природа всего этого? К ответу на данный вопрос приблизилась команда исследователей под руководством бельгийского невролога Стивена Лоурейса (Steven Laureys). Ученые проанализировали показания 400 людей, переживших клиническую смерть. На основании полученных данных Лоурейс и его коллеги сделали вывод, что в момент клинической смерти наблюдается бурная «неврологическая» жизнь мозга, который показывает своего рода «кино» с повторяющимися моментами. «То, что мы обнаружили, позволяет предположить, что люди, находящиеся в коме и кажущиеся нам безжизненными, могут жить богатой неврологической жизнью», – говорит Лоурейс. По мнению ученых, подобного рода видения могут быть продуктом деятельности подсознания.

Согласно полученным результатам, во время переживаний видений имеет место активация области мозга на стыке височной и теменной долей. Важным выводом исследователей стало то, что подобного рода состояние можно вызвать искусственно. На помощь в данном случае могут прийти гипервентиляция и быстрая смена позы. По словам ученых, с видениями, которые наблюдали люди, пережившие клиническую смерть, могут столкнуться альпинисты или пилоты авиалайнеров. К примеру, некоторым летчикам казалось, что они находятся за пределами своего самолета.

Ученые не хотят останавливаться на достигнутом и намерены провести ряд экспериментов. Так, дайвера из Франции Гийома Нери хотят подключить к сканерам головного мозга и во время задержки дыхания проанализировать его работу.