10.05.2018
Редакция Naked Science
2 172

Ученые рассказали о пластиковом мусоре в Марианской впадине

Исследование пластикового мусора на поверхности океанского дна показало, что опасные отходы обнаруживаются на глубине более 10 тысяч метров.

bag-at-you-fashion-blog-plastic-bag-pollution-and-fashionable-alternatives

Японские ученые проанализировали данные тридцатилетнего исследования концентрации пластикового мусора на дне океанов на значительной глубине. Выяснилось, что в воде присутствует множество загрязняющих частиц и около 90% из них возникли из-за одноразовых предметов. Мусор добрался до самого дна Марианской впадины: фрагменты пластикового пакета заметили на глубине 10 898  метров. Статья о работе проекта опубликована в журнале Marine Policy.

Исследователи собирали фото- и видеосъемку с самых глубоких участков океанского дна начиная с 1983 года. За это время прошли 5 010 погружений на глубину, во время которых обнаружили 3 425 пластиковых объектов. Результаты наблюдений объединили в открытую базу данных Deep-sea Debris Database.

Треть найденных объектов оказалась макропластиком — относительно большими (более пяти миллиметров) фрагментами пластиковых предметов. В среднем 89% вещей — источников загрязнения были одноразовыми, на глубине более шести тысяч метров этот показатель доходил до 92%. Ученые отмечают, что наблюдения касались только поверхности океанского дна и не учитывали загрязнение больших придонных слоев воды — в них, вероятно, тоже обнаружится немало загрязнителей. Исследователи пишут: «Так как глубинные слои воды становятся «конечным пунктом» движения плавучих фрагментов пластикового мусора, широкое распространение таких загрязнений вдали от густонаселенных прибрежных районов говорит о том, что множество частиц пластиковых отходов находятся и в самой толще воды, и в самых верхних ее слоях».

Мусор на дне океана / © JAMSTEC

Сравнительно крупные фрагменты таких отходов со временем распадаются на микропластиковые частицы. В 2016 году эти частицы впервые нашли в организме нескольких видов глубоководных животных. Микропластик наносит животным механические повреждения, а при попадании в пищевод может быть токсичным.

По словам ученых, остановить или хотя бы минимизировать загрязнение океанского дна можно, если начать строго контролировать производство и утилизацию одноразовых пластиковых предметов.