Ученые приблизились к разгадке того, как думает человек — Naked Science

Ученые приблизились к разгадке того, как думает человек

Один из самых фундаментальных вопросов в области нейронауки: как думают люди? До недавнего времени мы были далеки от окончательного ответа, однако в своем исследовании ученые предлагают новый взгляд на эту проблему и обращают внимание на навигационную систему нашего мозга.

548731aa72e2809dc32991ae735b9926

При перемещении в пространстве в мозге активны два важных типа клеток. Поместив одни клетки в гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга, которая участвует в механизмах консолидации памяти), а другие — в соседнюю, энторинальную кору, мозг образует схему, которая позволяет человеку ориентироваться. Группа ученых во главе с Кристианом Деллером (Christian Doeller) предполагает, что та же система может быть ключевой и для мышления, а наши знания, как им представляется, организованы пространственным образом. Результаты их исследования опубликованы в журнале Science.

«Если я думаю о машинах, могу основываться, например, на их мощности и весе двигателя. Так мы получим мысль о гоночных автомобилях с сильным двигателем и малым весом, а также о караванах со слабым двигателем и большим весом — и даже все комбинации вместе. Таким же образом мы можем думать о нашей семье и друзьях: например, исходя из их роста, чувства юмора или дохода, воспринимая их как высоких или низких, смешных или несмешных, более или менее состоятельных», — рассказывает Деллер.

В своем предположении Деллер и его команда объединяют известные знания о мозге, чтобы сформировать теорию человеческого мышления. Теория начинается с нобелевского открытия двух типов клеток в мозге грызунов, которые впоследствии были обнаружены и у людей. Оба типа клеток демонстрируют схожую активность, формирующую самоощущение животного в пространстве — например, при приеме пищи. Выяснилось, что совместная деятельность этих клеток позволяет сформировать ментальную карту пространства вокруг, которая сохраняется и возобновляется при последующих действиях.

Схожая картина работы клеток может наблюдаться и у людей, причем, что немаловажно, не только при навигации в пространстве. Те же клетки активны и при изучении новых концепций, о чем свидетельствует исследование 2016 года. В этой работе добровольцы научились ассоциировать фотографии птиц, которые отличались только по длине их шеи и ног, с разными символами, такими как дерево или колокольчик. Птица с длинной шеей и короткими ногами была связана с деревом, а птица с короткой шеей и длинными ножками принадлежала колоколу. Таким образом, конкретная комбинация телесных признаков стала символом.

В ходе последующего теста памяти добровольцы указывали, связаны ли птицы с одним из символов. Интересно, что энторинальная кора была активирована во многом тем же образом, как и во время навигации, обеспечивая наши мысли некоей системой координат. Это позволяет ученым утверждать, что ход человеческих мыслей можно рассматривать как путь по разным ментальным измерениям.

«Эти процессы особенно полезны для поведения в тех ситуациях, в которых мы ни разу не были. К примеру, если человек уже встречался с тигром, львом или пантерой, но никогда не видел леопарда, он бы определил его в рамках концепции «большой кот», так как она уже сохранена на его ментальной карте», — говорит Джейкоб Беллмунд (Jacob Bellmund), соавтор исследования.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.