У оленей нашли «двунаправленный компас» для координации побега — Naked Science

У оленей нашли «двунаправленный компас» для координации побега

«Внутренний магнитный компас» позволяет группе оленей не сталкиваться при бегстве в случае внезапной опасности. Об этом свидетельствуют результаты работы, проведенной группой исследователей из Университета Дуйсбург-Эссен (Германия) и Чешского агротехнического университета.

2010-02-27_reh_roe_deer_capreolus_capreolus_37

В рамках исследования ученые наблюдали за косулями (Capreolus Capreolus) — парнокопытными из семейства оленевых, — обитающими на равнинной местности в 60 районах Чехии. Сессии проводились в разное время суток в течение 46 дней в период с апреля по август 2014 года. Специалистов интересовали траектории, по которым животные ориентируют тела в спокойном состоянии и при внезапной опасности, а также связь между бегством и возможным укрытием.

В спокойном состоянии косули выравнивали тела по оси север-юг. При угрозе они устремлялись в направлении, прямо противоположном ее источнику, при этом последовательно придерживаясь упомянутой оси: животные игнорировали возможность побега в направлении востока или запада. Положение солнца и направление ветра на результаты экспериментов не повлияли.

По мнению ученых, такая тенденция может объясняться магниточувствительностью. Эта особенность помогает парнокопытным «читать» ментальные карты занимаемой территории. Кроме того, ориентация по оси север-юг была более выражена в группах и менее — в случае изолированных особей.

«Следовательно, приоритетной функцией такого поведения является координация движений в группе в целях реализации общей стратегии побега, обеспечения сплоченности», — пояснил представитель Чешского агротехнического университета Петр Облесер.

Бегство в известном направлении также может облегчать пространственную ориентацию животных. При появлении хищника особь способна вернуться в исходную точку, что особенно актуально для самок, которые в подобных ситуациях прячут детеныша в высокой траве.