20.02.2018
Редакция Naked Science

Ученые приблизились к разгадке секрета долгожителей

Исследователи считают, что умственному здоровью пожилых людей способствует повышенное количество нейронов фон Экономо. Кроме того, доказано, что на него не влияют выпивка и курение.

1483213278_dolgozhiteli

Долгожители давно волнуют умы ученых, но теперь исследователи заявили, что разгадали секрет, почему некоторые люди живут значительно дольше 80 лет, при этом сохраняя когнитивные способности на уровне, сравнимом с уровнем людей, которые моложе на десятилетия.

Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий.

Профессор Эмили Рогалски из Северо-Западного университета США, выступая на ежегодной встрече Американской ассоциации содействия развитию науки в Остине, рассказала подробнее о проведенном с коллегами исследовании.

Группа ученых изучила мозг 10 долгожителей после их смерти. Они обнаружили, что у таких людей было значительно больше клеток мозга, известных как нейроны фон Экономо, чем у 50–60-летних людей.

Веретенообразные нейроны, или нейроны фон Экономо (названы в честь их первооткрывателя Константина фон Экономо), описанные в 1929 году, являются особым классом нейронов. Это очень большие клетки относительно других клеток мозга, и они позволяют осуществлять быстрый процесс передачи информации по сравнительно крупному мозгу человекообразных, хоботных и китообразных.

«У долгожителей больше нейронов фон Экономо, чем даже у 20-летних! Но пока мы не можем это объяснить», – рассказала Рогалски.

Дальнейшие исследования показали, что существуют и другие различия в мозге долгожителей и остальных людей. Так, установлено, что в мозге людей, проживших более 80 лет, могло присутствовать белковое вещество амилоид, которое приводит к образованию бляшек, вызывающих болезнь Альцгеймера и деменцию, но при этом такие люди сохраняли когнитивные способности, оставаясь устойчивыми к этим старческим болезням.

Кроме того, исследователи выяснили, что вредные привычки вроде курения или употребления алкоголя не обязательно приводят к ранней смерти. А вот недостаточный индекс массы тела у пожилых людей напрямую влияет на срок жизни.