Ученые назвали причину вымирания в Патагонии — Naked ScienceNaked Science
18.06.2016, 10:24
Naked Science

Ученые назвали причину вымирания в Патагонии

Ученые назвали причину массового вымирания в Южной Америке, которое произошло в период позднего плейстоцена. Тогда не стало гигантских саблезубых кошек, гигантских ленивцев и прочих представителей мегафауны Патагонии.

smilodon_californicus

Патагонией называют южноамериканский регион, который находится к югу от реки Рио-Колорадо (Аргентина) и Био-Био (Чили). Впрочем, четких географических рамок у этой области нет. Сейчас ученые все активней спорят о причинах вымирания проживавших здесь животных. Мастодонты, пещерные медведи, гигантские ленивцы, саблезубые кошки – почти все они, как считается, вымерли примерно 14–15 тысяч лет назад.

В последнее время все больше доказательств получает версия, согласно которой ключевую роль в вымирании этих животных сыграл человек. В пользу этого, например, говорят огромные «склады» костей, найденные в местах стоянок древних охотников. Однако сейчас ученые оспорили данный тезис. Они проанализировали возраст костей, которые принадлежали 89 представителям мегафауны, обитавшим в Патагонии. При помощи «воскрешенных» геномов и новых радиоуглеродных датировок ученые пришли к выводу, что большая часть этих животных исчезла позже, чем считалось ранее, а именно чуть более 12 тыс. лет назад.

Эти выводы чрезвычайно важны, так как ставят под сомнение «человеческую» версию вымирания. Согласно новым данным, предки южноамериканских индейцев жили бок о бок с представителями мегафауны Патагонии на протяжении трех тысяч лет, и при этом данное обстоятельство не привело к уменьшению видового разнообразия региона. Так почему же тогда вымерли многие древние животные? Период исчезновения видов совпадает по времени с изменениями экосистем, которые были вызваны засухами. Такие животные, как гигантские ленивцы и саблезубые кошки, согласно новым выводам, просто не смогли приспособиться. Примечательно, что уже через 300 лет после вымирания климат стал похож на тот, что был до этих драматичных событий.

Но какую роль в вымирании сыграл человек? Очевидно, что недооценивать ее тоже не стоит, ведь люди «добили» многих живых существ, к тому времени уже находившихся на пороге вымирания. «Патагония оказалась палеонтологическим Розеттским камнем – она показала нам, что колонизация Америки людьми не приводила к мгновенному вымиранию мегафауны. Вымирания происходили только тогда, когда вторжение двуногих хищников сопровождалось климатическими изменениями», – говорит представляющий австралийский Университет Аделаиды ученый Алан Купер (Alan Cooper).

Рассматриваемое событие не входит в число самых масштабных вымираний на нашей Земле, крупнейшим из которых является массовое пермское вымирание, случившееся примерно 252 млн лет назад.

Есть мнение, что мы сейчас также живем в период одного из массовых вымираний. В пользу этого говорит резкое сокращение видового разнообразия, которое наблюдается в последние века.