У Юпитера нашлись еще два малых спутника - Naked ScienceNaked Science
13.06.2017, 17:38
Naked Science

У Юпитера нашлись еще два малых спутника

Астрономы добавили к списку спутников Юпитера еще пару, доведя их общее количество до 69.

jupiter0

Легко понять, почему еще два спутника Юпитера так долго ускользали от астрономов: их размеры не превышают пары километров. Вообще, из множества спутников газового гиганта лишь четыре самые большие (Галилеевы, которые широко известны и активно изучаются. Остальные тела действительно небольшие и не слишком примечательные, причем большая часть из них (больше 40) была найдены лишь в XXI в.

До последнего времени их общее число составляло 67, но вот Скотт Шеппард (Scott Sheppard) и его коллеги добавили в этот список еще два пункта. Официальные сообщения о малых естественных спутниках Юпитера S/2016 J 1 и S/2017 J 1 вышли в начале июня, сообщает Sky & Telescope.

Первый был обнаружен еще в марте 2016 г. с помощью 6,5-метрового телескопа чилийской обсерватории Las Campanas, а затем наблюдался 8,2-метровым телескопом Subaru обсерватории Mauna Kea на Гавайях. Орбита его, по расчетам ученых, находится на среднем удалении в 20,6 млн км от Юпитера, полный оборот по ней спутник делает за 1,65 года.

Малый спутник S/2017 J 1 был замечен год спустя на данных, полученных 4-метровым телескопом обсерватории Cerro Tololo, и затем тоже был найден на снимках Subaru. Его орбита пролегает еще дальше: в 23,5 млн км от планеты, она заметно более наклонена и вытянута, годовой оборот по ней спутник совершает за 2,01 земных года.

Размеры крошечных лун установить пока трудно, но, по текущим оценкам, он не превышает 1–2 км. Однако интересно другое: и тот и другой спутник находятся на ретроградных орбитах, совершая движение в направлении, противоположном вращению самого Юпитера. Это довольно характерно для малых спутников планеты, указывая на то, что когда-то они были «свободными» телами, и лишь впоследствии оказались захвачены гравитацией газового гиганта.

Синим показаны «проградные» орбиты спутников Юпитера, красным – ретроградные / ©Scott Sheppard

Новая технология XenoSkin может облегчить уход за пациентами с ожогами второй и третьей степени.