31.08.2015
Редакция Naked Science
1 872

У муравьев нашелся не только «коллективный разум», но и «коллективный характер»

Характер муравьев нам прекрасно знаком из сказок и басен: это трудолюбивое, умное и крайне предусмотрительное существо, вечно озабоченное подготовкой к зиме. Однако ученые выяснили, что характер у муравьев может быть очень разным. Одни муравейники могут быть заполнены склонными к исследованию и риску особями, тогда как другие куда менее стремятся к экспансии.

Ant-Colony-Wallpaper-Computer-HQ

Еще недавно само представление о личном характере неразрывно связывалось с людьми. Лишь в последний век особенные характеры стали обнаруживать у животных, причем у все более «простых»: сегодня вполне уверенно можно говорить об особенном характере даже у отдельных насекомых. И среди тараканов одни демонстрируют более агрессивное поведение, а другие склонны к осторожности.

Недавнее исследование французские биологи поставили в лаборатории, где вырастили 27 колоний муравьев Aphaenogaster senilis – и рабочих особей, и цариц, не знакомых с естественными условиями жизни, – и сравнили особенности их поискового и исследовательского поведения. Ученые скрупулезно подсчитывали каждого муравья из каждой колонии, отправившегося на поиски пищи или для доставки ее в муравейник. Они проверяли и устойчивость насекомых к стрессу, повышая внешнюю температуру с 26 до 60°C и заметив, что лишь немногие продолжают работу при жаре выше 46°C.

Обобщив эти данные, авторы заметили четкое расхождение в характере отдельных муравейников. Жители одних были более склонны к активности и риску, тогда как другие отличались осторожностью и крайне неохотно осваивали новые пространства и условия жизни. Этот характер оставался прежним и несколько месяцев спустя, когда наблюдения были повторены: одни муравейники демонстрировали активное поведение, другие – проактивное.

Тогда ученые решили посмотреть, как разные характеры влияют на способности колоний конкурировать, заставив их делить общую территорию добывания пищи. Отследив реакцию муравьев на встречу с соперниками, они показали, что (как и можно было ожидать) активные муравейники ведут себя по отношению к соседям намного агрессивнее и эффективнее добывают пищу. Однако уровень смертности у этих вечно рискующих насекомых был выше, так что осторожные соседи не слишком проигрывали им в общей эффективности своей работы.

Один из авторов работы добавляет, что один из распространенных подходов к пониманию коллективного поведения муравьев – представление о муравейнике как о «суперорганизме» – все-таки не слишком справедлив. Отдельные муравьи остаются все же разными организмами и связаны куда менее тесно, чем клетки в организме. У каждого муравья есть собственные цели, проблемы и нужды – но то, насколько великолепно они способны находить общие цели, общие проблемы и нужды, превращаясь в единый муравейник, достойно, пожалуй, удивления куда больше их всем известного трудолюбия.