Таинственное исчезновение некоторых квазаров объяснили проблемами с «питанием» их черных дыр — Naked Science

Некоторые из мощных квазаров, спокойно сиявших миллионы лет, гаснут поразительно быстро, буквально на глазах. Ученым удалось связать этот загадочный феномен с переходом черных дыр «на голодный паек».

1200px-artists_rendering_ulas_j11200641

Квазары — одни из самых ярких астрономических объектов, источники, излучающие иногда в сотни раз ярче целых галактик. Считается, что в виде квазаров проявляют себя аккреционные диски вещества, падающего в сверхмассивные черные дыры в активных центрах далеких галактик. Теория предсказывает, что квазары должны оставаться стабильными долгие миллионы лет, после чего довольно быстро (за десятки тысяч лет) погасают. Однако в последние годы появился целый ряд наблюдений, показывающих, что гаснут квазары буквально у нас на глазах, за срок, измеряющийся не тысячелетиями, а годами.

Отстаивая правоту существующих моделей, астрономы пытаются связать чересчур стремительное угасание некоторых квазаров то с облаком пыли, которое закрыло источник, то, наоборот, моментальной гибелью звезды, вспышка которой могла быть ошибочно принята за полноценный квазар. Тем временем их коллеги обнаруживают все новые примеры такого странного поведения. В новых работах, посвященных этой интригующей теме, выдвинуто новое объяснение: переход сверхмассивной черной дыры к «голодному» режиму питания.

Авторы первой статьи — Чжэньфэн Шен (Zhenfeng Sheng) и его коллеги из Китайского университета науки и технологий (USTC) — проанализировали данные наблюдений за «неудобными» квазарами, собранные в ходе обзора SDSS, а также с помощью космического телескопа WISE. Сочетание информации в оптическом и ИК-диапазонах помогло ученым рассмотреть детали тороидальной формы аккреционного диска у каждой черной дыры и показать, что количество вещества в этом диске в соответствующие моменты резко падало.

Другую работу на сервисе препринтов ArXiv представили европейские астрофизики во главе с Дэмиеном Хатсмикерсом (Damien Hutsemékers). Они рассмотрели поляризацию излучения, приходящего от такого быстро гаснущего квазара: если его действительно закрыло новое облако пыли, сильнее поляризованные области проступили бы на данных ярче. Однако этого не произошло, что, по мнению ученых, позволяет отбросить гипотезу с пылевым облаком. Судя по всему, стремительное угасание некоторых квазаров действительно связано с резким прекращением притока вещества в аккреционные диски их черных дыр. Но отчего происходит этот процесс, пока по-прежнему неизвестно.