Сверхмассивную черную дыру выбросило из центра ее галактики — Naked Science

Сверхмассивную черную дыру выбросило из центра ее галактики

Астрономы обнаружили колоссальную черную дыру, отброшенную с места неизвестной силой. Главные подозреваемые – гравитационные волны.

holes0

Находка была сделана с помощью космического телескопа Hubble. Масса черной дыры оценивается более чем в 1 млрд масс Солнца – по расчетам ученых, для того, чтобы сдвинуть ее с места, потребовалась энергия, эквивалентная одновременному взрыву 100 млн сверхновых. Что именно могло принести столько энергии, пока неясно, но основной версией оказались гравитационные волны – «рябь пространства-времени», расходящаяся от пары сливающихся черных дыр.

Напомним, что впервые гравитационные волны были зафиксированы чуть больше года назад, а сегодня их следы замечают даже в атмосферах планет. Однако ничего подобного по масштабам ученым наблюдать не доводилось. «Когда мы объединили данные Hubble, рентгеновского телескопа Chandra и обзора Sloan Digital Sky Survey, все они указали на один и тот же сценарий», – рассказывает один из авторов находки, астрофизик Университета Джонса Хопкинса Марко Чиаберге (Marco Chiaberge).

В статье, которая готовится к выходу в журнале Astronomy & Astrophysics, ученые описывают, как наблюдения телескопа Hubble (в видимом и ИК-диапазоне) позволили найти весьма яркий и необычный квазар. Такой мощный и точечный источник излучения указывает на действие активного ядра галактики и сверхмассивной черной дыры в нем. Квазар 3C 186 располагается в 8 млрд световых лет от Земли и выглядит довольно необычно: находится он вовсе не в центре галактики. Астрономы подсчитали расстояние, на которое сместился квазар от центра, и оно составило более 35 тыс. световых лет – больше, чем отделяет Солнце от центра нашей собственной Галактики.

Квазар 3C 186 смещен относительно центра своей галактики / ©NASA, ESA, M. Chiaberge

С помощью спектральных данных Sloan Digital Sky Survey (SDSS) была проведена оценка массы черной дыры и скорости движения газов близ нее. «К нашему большому удивлению, обнаружилось, что газ вокруг черной дыры удаляется от центра галактики на скорости 4,7 млн миль в час [около 7,6 млн км/ч – NS]», – продолжают авторы работы. Этот газ гравитационно связан со сверхмассивной черной дырой, так что и она должна двигаться с той же скоростью. Ее вполне достаточно, чтобы за несколько минут покрыть расстояние от Земли до Луны – и за какие-то 20 млн лет черная дыра должна вовсе покинуть материнскую галактику.

Наблюдения Hubble указали и на возможную причину этой колоссальной космической гонки. На сделанных телескопом снимках в далекой галактике видны необычные структуры, похожие на изогнутые арки, – следы слияния двух галактик. Предполагается, что не так давно материнская галактика 3C 186 встретилась с другой крупной галактикой, имевшей собственную сверхмассивную дыру в центре.

Черные дыры сблизились и стали сходиться, закручиваясь друг вокруг друга и теряя огромные количества энергии в виде расходящихся гравитационных волн. Из-за разницы в их первоначальных массах и скоростях вращения это «гравитационное излучение» было сконцентрировано преимущественно в одном направлении. И когда дыры окончательно слились в единый объект, его отбросило в противоположную сторону словно реактивной струей.

Слияние сверхмассивных черных дыр создает гравитационные волны, выбрасывающие их прочь / ©NASA, ESA, M. Chiaberge

Обнаружение такого объекта – огромная удача, хотя астрономы не исключают и менее эпичный сценарий. Например, квазар может вовсе не относиться к этой галактике и располагаться за ней, и лишь телескопы создают эту иллюзию. Чтобы окончательно подтвердить свою версию, Чиаберге и его коллеги намерены провести дополнительные наблюдения и на телескопе Hubble, и на наземных радиотелескопах обсерватории ALMA.

Коллектив Международного исследовательского института интеллектуальных материалов провел пятидневный эксперимент на синхротроне в Гренобле в рамках Российско-Бельгийского гранта РНФ. Исследования направлены на разработку и диагностику новых эффективных катализаторов, которые могут быть использованы в фармацевтической и тонкой химической промышленности. В ходе работы ученые получили селективный катализатор, способный производить ценные ненасыщенные углеводороды без образования гораздо более дешевых насыщенных. Эти материалы позволят получать алкены не из нефтепродуктов, как это делается сейчас, а из биосырья.

ТУСУР

В научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (НИЛ «БЭМС РЭС») Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники разработали коаксиальную камеру для измерения эффективности экранирования композитных материалов. Возможно, результатом работы ученых станет целый комплекс из различных устройств, которые позволят проводить измерения разных видов экранирующих материалов (например, для защитных средств) в разных диапазонах частот.