31.03.2018
Редакция Naked Science

Созданы наноматериалы для доставки лекарств внутрь клетки

Разработаны наноматериалы в виде «буров», которые позволяют доставить различные вещества внутрь клетки непосредственно через клеточную мембрану.

31_kletochnyy_nanobur-0

Ученые Университета штата Орегон разработали самосборные пептидные наноматериалы, которые облегчают доставку лекарств через клеточную мембрану. Сокращенно их обозначили аббревиатурой CSPN.

Известная проблема фармакологической терапии — мало разработать лекарство, его молекулы надо доставить «по назначению». Причем речь идет не об органах и даже не об их клетках, а о проникновении через такие биологические барьеры, как мембраны клеток. Чтобы лекарство сработало, оно должно попасть внутрь клетки и вступить во взаимодействие с соответствующими молекулами. Ранее нанотехнологии уже использовали для доставки лекарств, изобретены даже «штрих-коды» для них, но проблема биологических барьеров оставалась.

Руководитель исследования, Гаурав Сахай, рассказывает об открытии:

«CSPN представляют собой новую модульную платформу доставки лекарств, которая может быть запрограммирована в требуемые структуры путем точной настройки аминокислот в определенной последовательности».

Новая методика позволяет собрать из аминокислот «бур», который легко проникает через клеточную мембрану. Вместе с ним можно доставить лекарственные вещества внутрь клетки через «просверленное отверстие». Есть возможность избирательной настройки такого «наношприца» для специфических фармакологических потребностей. Ученые особо отмечают, что можно регулировать не просто эффективность проникновения в клетку, но и такие параметры, как биоразлагаемость и биосовместимость.

Возможные формы CSPN отличаются по степени скрученности / © Ашваникумар, Университет штата Орегон

Исследователи сразу испытали новые структуры на практике, проверив эффективность пяти различных CSPN. Во всех случаях эксперименты оказались удачными.

Настройка скрученности «нанобура» производится за счет регулировки соотношения количества гидрофобных и гидрофильных молекул.

Сделанное открытие в перспективе может стать новой платформой для доставки молекул лекарств напрямую через биологические барьеры, которые ранее считались практически непроницаемыми. Возможность «настройки» и «нацеливания» — уникальна. Эта технология имеет все шансы сыграть неотъемлемую роль в фармацевтике будущего.