Ситуативную решительность шмелей связали с «оптимизмом»
30.09.2016

Ситуативную решительность шмелей связали с «оптимизмом»

Нейроэтологи из Лондонского университета королевы Марии обнаружили, что шмели могут испытывать примитивные положительные эмоции. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

bumble-bee

Анализ проявления эмоций у насекомых осуществляется по поведенческим признакам. Так, в 2014 году британские ученые провели эксперимент, в рамках которого изучили влияние стресса на принятие решений у пчел. В течение 60 секунд насекомые из экспериментальной группы подвергались механической тряске — достаточно интенсивной для раздражения, но не травмоопасной. Результаты показали, что в ситуации поиска пищи поведение таких пчел было более «пессимистичным».

В новой работе авторы изучили особенности поведения 35 шмелей. Насекомых помещали в клетку, соединенную с пластиковой трубой, на другом конце которой находилась или не находилась подслащенная вода. На наличие пищи указывал синий цветок в клетке, на отсутствие — зеленый. После формирования обусловленного рефлекса, когда шмели научились распознавать стимулы, ученые начали использовать цветок сине-зеленого оттенка. После введения нового стимула в поведении насекомых проявились признаки нерешительности: на принятие решения о проверке трубы им требовалось около 100 секунд.

Затем половина шмелей, находившихся в клетке, в случайном порядке получали вознаграждение в виде капли подслащенной воды. Срок принятия решения в их случае сократился до 50 секунд. При этом общая активность (скорость полета, преодолеваемые расстояния) в обеих группах насекомых оставалась на одном уровне. По мнению авторов, это говорит о приоритетном влиянии на показатель эмоционального фона особей — «оптимизма», связанного с вознаграждением, тогда как объективное ускорение метаболизма повлияло на показатель в меньшей степени.

В отдельном эксперименте ученые моделировали ситуацию, когда шмелей атаковал паук. Роль хищника в этом случае выполнял механизм, на высокой скорости иммобилизующий насекомых с помощью губки. По итогам испытания авторы пришли к выводу, что на принятие решений особям, ранее не получившим вознаграждения, требовалось примерно на 50 секунд больше. Наконец ученые блокировали у всех шмелей выработку дофамина — нейромедиатора, который участвует в возникновении чувства удовольствия. Это нивелировало проявления «оптимизма» у насекомых, получивших вознаграждение.

Комментируя работу, коллеги ученых, однако, рекомендовали отнестись к ней с осторожностью. Так, по мнению нейробиолога Ральфа Адольфса (Ralph Adolphs) из Калифорнийского технологического института, едва ли метаболические эффекты глюкозы могли повлиять на поведение шмелей незначительно. Нейроэтолог из Ньюкаслского университета Джеральдин Райт (Geraldine Wright) также назвала выводы британских исследователей поспешными.

«Утверждение о том, что употребление сахарозы не сказалось на поведении насекомых, выглядит в этом случае не вполне убедительно. Я бы с большей осторожностью отнеслась к анализу поведенческих реакций шмелей в контексте эмоциональных проявлений», — сообщила Райт.

Проведенная аутопсия показала, что коронавирусное заболевание 2019 года поражает в основном легкие. Данных о том, что могут быть затронуты и другие органы, пока недостаточно.

О том, что курение опасно для здоровья, знают все: об этом то и дело напоминают социальная реклама и пугающие иллюстрации на пачках сигарет. Несмотря на это, число курильщиков снижается очень медленно. Даже те, кто искренне хочет бросить курить, сталкиваются с трудностями – все потому, что бросить курить действительно непросто. Разберемся, какие методики отказа от табака наиболее эффективны с точки зрения ученых.