Раскопки не подтвердили гипотезу о едва не случившемся вымирании людей 75 тыс. лет назад — Naked Science
13.03.2018

Известная гипотеза о том, что при извержении вулкана Тоба люди палеолита вымерли почти полностью, снова не нашла подтверждения в археологических данных.

toba0

Около 74–75 тыс. лет назад произошло одно из самых мощных и опасных извержений последней геологической эпохи. Супервулкан Тоба на Суматре выбросил порядка 800 куб. км пепла, и хотя Земля сама по себе переживала очередной ледниковый период, ее охватила куда более жестокая вулканическая зима. Считается, что новое похолодание и ослабление солнечного света имело большие последствия для всей биосферы, вызвало массовые вымирания и едва не привело к гибели юного человечества.

По мнению некоторых специалистов, в те суровые годы наш вид прошел через «бутылочное горлышко», сократившись до порядка 10 тыс. представителей, сумевших пережить катастрофу. Журналисты любят эту эффектную историю, однако учеными она часто оспаривается, в том числе и с полевыми данными в руках. Так, исследование отложений восточноафриканского озера Малави, относящихся к тому же периоду, не обнаружило никаких следов заметного вымирания. Новые поиски свидетельств катастрофы были проведены на побережье ЮАР, близ селения Пиннакл-Пойнт.

Здесь находятся знаменитые пещеры, в которых с 2000 г. не прекращаются раскопки: люди населяли их по меньшей мере с 170 тыс. и до 40 тыс. лет назад. О результатах этой работы Кёртис Морин (Curtis Marean) и его коллеги рассказывают в статье, опубликованной журналом Nature. Параллельно с образцами из Пиннакл-Пойнт они собрали отложения с разной глубины в расположенном в нескольких километрах от него палеолитическом раскопе под местечком Влисбай.

Археологи и геологи работают в пещерах Пиннакл-Пойнт / ©Curtis W. Marean, Arizona State University

В обеих точках геологи обнаружили прекрасно сохранившиеся тефры, отложения вулканического пепла, относящиеся к эпохе взрыва Тобы. Соответствовал пеплу этого вулкана и их состав. Палеолитические артефакты в Пиннакл-Пойнт находятся и прямо под этим слоем, и непосредственно над ним – то есть никакого перерыва в деятельности людей в этой местности тогда не случилось. Ученые объясняют это довольно высокой устойчивостью «экономики» охотников-собирателей, которая позволила им быстро адаптироваться к сокращению флоры и фауны.

Впрочем, с такой интерпретацией согласны далеко не все. Известный археолог Стэнли Эмброуз (Stanley Ambrose), один из создателей гипотезы о «бутылочном горлышке» вулкана Тоба, замечает, что авторы могли пропустить тончайший слой пустого песка прямо над слоем вулканического пепла, тогда как именно он может указывать на краткое, но резкое сокращение человеческой популяции и прекращение хозяйственной деятельности. В самом деле, даже если жителям Пиннакл-Пойнт повезло, это вполне могла быть и чистая случайность, тогда как другим популяциям людей по всему миру пришлось куда тяжелее.