4 194

Древнее извержение вулкана Тоба почти уничтожило озоновый слой

5.2

Около 74 тысяч лет назад колоссальное извержение привело к ослаблению озонового слоя, резкому похолоданию и поставило человечество на грань вымирания.

©Din Muhammad Sumon, Flickr

Во время ледникового периода около 74 тысяч лет назад произошло одно из самых масштабных извержений последней геологической эпохи. Супервулкан Тоба, расположенный на территории нынешней Индонезии, выбросил более 2800 кубических километров лавы и пепла. Попав в атмосферу, эти частицы ослабили свет и вызвали наступление вулканической зимы.

Предполагается, что молодое человечество тогда едва не исчезло, пройдя через «бутылочное горлышко», в котором его численность упала до нескольких тысяч человек (хотя эту версию нередко и оспаривают). Тем не менее свой вклад в эту катастрофу могло внести разрушение озонового слоя, которое ослабило защиту Земли от солнечного ультрафиолета. Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Communications Earth and Environment.

Сравнение масштабов извержения Тоба с другими известными извержениями — Везувия, Тамборы и Сент-Хеленс / ©Robert Krulwich, NPR

«Тоба давно рассматривается причиной “бутылочного горлышка”, однако данные по изменениям температуры и влажности не показывают событий, которые могли бы столь гибельно сказаться на человечестве, — отметил ведущий автор работы Сергей Осипов из Института химии Общества Макса Планка. — Мы же указываем, что в тропиках основным фактором эволюции выступает ультрафиолетовое излучение у поверхности. Климатические условия становятся более важными лишь в более нестабильных регионах, далеко от тропиков».

В самом деле, среди массы, выброшенной супервулканом, были немалые количества диоксида серы. Он способен «перехватывать» УФ-фотоны в верхних слоях атмосферы, препятствуя работе естественного механизма образования озона, который появляется из обычных молекул кислорода под действием УФ-излучения.

Используя климатическую модель Института космических исследований имени Годдарда (NASA GISS), ученые смоделировали различные последствия извержения Тоба на суперкомпьютере Shaheen II. Работа показала, что выброшенного им диоксида серы было достаточно для глобального снижения количества озона в атмосфере на 50 процентов. Африканские тропики, где тогда обитали люди, оказались практически беззащитны перед УФ-излучением Солнца, и это не могло не сказаться на уровне смертности.

По словам Осипова, результаты сравнимы с последствиями ядерной войны. «Из-за стерилизующего воздействия урожайность растений и водных экосистем резко упала, — сказал ученый. — Выход наружу без защиты уже через 15 минут мог вызвать повреждения глаз и ожоги. Со временем рак кожи и общее повреждение ДНК также могло вести к сокращению популяции».