Птицы-обманщики — Naked Science
04.12.2013

Птицы-обманщики

Певчие овсянки способны изображать из себя более «крутых», чем они есть на самом деле.

8133841322_d1d99b5aff_b

У животных, как у людей: одни особи ведут себя агрессивнее других и чуть что, готовы кинуться в драку с сородичами. Впрочем, угадать такого агрессора не всегда легко ? некоторые особи могут лишь блефовать, обещая «надрать задницу» куда яростнее, чем готовы сделать это в действительности. Совсем как некоторые люди.

У многих птиц сигналами готовности к спариванию, защите своей территории и гнезда служат песни и позы тела. Эти певчие птицы служат удобными и любимыми объектами для исследований поведения ? таких, как новая работа Майкла Бичера (Michael Beecher) и его коллег, проведенная на овсянках Melospiza melodia. Ученые наблюдали, как эти птицы сигнализируют о готовности атаковать чучело соперника или просто громкоговоритель, издающий «вражескую» песню, с помощью боевой песни и угрожающих движений крыльями.

Степень проявления этих агрессивных реакций варьируется от особи к особи и зависит от ее характера. Может она меняться и у каждой особи, в соответствии с ее настроением. Однако считается, что в целом эти сигналы служат вполне надежными свидетельствами намерений овсянки – «честными сигналами», отражающими реальные намерения и реальное состояние птицы.

Однако Бичер с коллегами обнаружили, что это далеко не всегда верно: они показали, что иногда овсянка способна обещать сопернику самую жестокую схватку, но так и не решится атаковать его. Конечно, такой «блеф» может быть чистой случайностью, причудой крошечного мозга, но ученые уверены, что это не так.

Они исследовали 69 самцов певчих овсянок в естественных условиях в течение осеннего и весеннего сезонов. Через колонки авторы проигрывали им записи песен других самцов, которые должны вызывать у них встречную агрессию, а затем следили за их реакцией: будут ли подопытные птицы демонстрировать готовность к схватке, и будут ли действительно атаковать источник угрозы.

При этом ученые учитывали все возможные вариации, способные повлиять на «честность» этого сигнала, включая настроение птицы, и обнаружили, что некоторые особи действительно «блефовали» особенно часто, изображая из себя более (иногда и менее) агрессивных самцов, нежели в действительности. Бичер с коллегами уверены, что эта способность является одной из составных черт птичьего характера.

Тех особей, которые угрожают яростнее, нежели реально готовы вступить в драку, можно понять: это вполне удобный способ отпугнуть некоторых трусоватых соперников. Труднее объяснить поведение других обманщиков, тех, что высказывают «на словах» не слишком высокий уровень агрессии, зато в драку бросаются с особой яростью. Однозначного объяснения такому «хитрому» поведению ученые пока предложить не могут.